Последнее время очень часто наталкиваюсь на информацию, в которой говорится, что Джйотиш - лишь часть ведических писаний. Если смотреть материальным взглядом человека, который не видит образно, а только привык представлять то, что видел раньше, то кажется, что в этом утверждении нет ничего ложного. Такой человек представляет, будто "отрезает" кусок от полного целого и выдает её за часть. И в таком случае действительно, часть уже не впустит в себя полное целое. Не зря в Бхагават Гите самое часто повторяемое слово - "Сарва", то есть "Всё". Оно является ключевым словом как для бесконечности, так и для части.
Когда мы имеем дело с терминами нечеловеческого языка, приходит понимание того, что используемое утверждение "Джйотиш - есть часть вед", в действительности, не выражает всей глубины и истины. Поэтому, что касается вед, здесь в части есть всё.
Как пример можно использовать и бесконечность. Часть бесконечности тоже бесконечна. Для Бога его части - части, для человека - его части это бесконечность. Бесконечность, имеющая часть не то же самое, что масштабы человеческого разума, понимающего часть по-своему. Масштаб мышления Бога и масштаб мышления человека не один и тот же.
Для сравнения можно обратиться к понятию "фракталов". Фрактал - это множество , обладающее свойством самоподобия (объект, в точности или приближённо совпадающий с частью себя самого, то есть целое имеет ту же форму, что и одна или более частей).
Для более ясного понимания обратимся к природе - самому доступному источнику примеров фракталов (кораллы, кристаллы, молнии, облака, кроны деревьев и листья, система кровообращения и легкие).
Фрактал - это множество, при масштабировании переходящее само в себя. Соответственно, часть тождественна целому.
В данном случае Джйотиш, как часть вед и сами веды тождественны друг другу. Зная закон фракталов, неверно считать, что Джйотиш лишен каких-либо свойств или характеристик целого. Джйотиш, будучи отделённой частью вед в умах материального сознания всё же остается целым, полным и изначальным знанием. Отсюда, утверждение "Джйотиш - источник вед" можно считать правильным и корректным. Этот нюанс необходимо учитывать при распространении знаний астрологии.
Более того, алгоритмы Джйотиш используются во всех других частях ведических знаний. Для более тонких подсказок обратимся к историческим фактам.
Вьясадева - воплощение Бога, разделил веды на составляющие части. Однако его отцом был мудрец Парашара, из-под пера которого в свет вышел трактат об устройстве Мироздания - Брихат Парашара Хора Шастра. Брихат Парашара Хора Шастра - первая книга, содержащая в себе знания о работе системы Джйотиш.
А теперь проясним, кто же такой "отец". Отец - это родоначальник, тот, кто порождает, распространяет часть себя в будущем роду, при этом оставаясь первым, изначальным источником этого рода.
Отец Парашара, изложивший Джйотиша шастру, и его сын - Вьясадева, разделивший веды на её тождественные составные части. Связь "отец - сын" - и есть та самая подсказка, которая лежит на поверхности.
Более того, ни одно благоприятное событие, в том числе рождение Аватара Всевышнего и самого Всевышнего, не обходилось без знания Джйотиш. И в ведических писаниях огромное значение придавалось именно положению грах на момент их рождения.
Вывод: утверждение, что Джйотиш - всего лишь часть вед - является половиной правды, отражением материалистического взгляда на вещи. А утверждение "Джйотиш является источником вед" имеет под собой более глубинный и истинный смысл.
Закончить статью хочется знаменитым высказыванием Сократа «Следуя мне, меньше думай о Сократе, а больше об истине», или в более привычном виде "Amitus Plato, sed magis amica veritas" - «Платон мне друг, но истина дороже» означает то, что истина всегда важнее всех прочих обстоятельств жизни.
Навеяно свыше не без участия моего любимого Джйотиш Гуру - Андрея Николаевича Перца.