Тула расположена на землях, пограничных с Диким Полем - слабозаселенными территориями между Днестром и Доном. Дон, напомню, начинается в Тульской области. Именно из Дикого Поля многие века приходили в набег на Русь кочевники. Чаще - небольшими отрядами по 300−400 всадников, реже — армией в несколько тысяч человек. Одним из главных путей нападения крымских татар и ногайцев на Великое княжество Московское был Муравский шлях. Начинался этот путь от крымских степей и выходил в верховья рек Красивая Меча и Упа.
Другие статьи канала (ссылки могут не отображаться, но работают, нажимайте на названия): об истории Горного Алтая, шаманизме и Аркаиме ; о Звенигороде и Новом Иерусалиме ; о Переславле-Залесском и музее паровозов ; о Троице-Сергиевой Лавре и окрестностях
Просто ставить крепости на вероятном пути вторжения было мало — конница обойдет любую крепость. Тогда обратили внимание на лес, тянувшийся в пограничных местностях. Придумали укрепить именно его, превратив в крепость. У деревьев частично подсекали корни (засекали) и валили эти засеченные деревья ветвями в сторону противника. Отсюда и пошло слово засека. Рядом валили другое, третье, пятое, тысячами. Деревья, стоявшие сзади, подсекались и валились в другой ряд. Завал становился все непроходимее. Его нельзя было растащить, так как деревья были не совсем отделены от корня, а лишь подсечены. Частью они засыхали, частью продолжали расти, и этот ряд засеченных деревьев непроходимой стеной тянулся от калужских лесов мимо Одоева, Крапивны к Туле. Упоминания о первых засеках есть уже в документах XIV века.
Глубина полосы засек местами достигала 20−30 км. В слабых засечных лесах рыли глубокие канавы, насыпали валы, вбивали в шахматном порядке вертикально или под углом бревна (надолбы), соединенные горизонтальными поперечинами (кобылинами) и мешавшие продвижению конницы, делали волчьи ямы с острыми кольями на дне, устраивали крепости. На глубине в один аршин (около 70 см) притапливались бревна с вбитыми кольями. Тот, кто пытался преодолеть реку вброд, напарывался на эти колья. Система настолько действенная и страшная, что ее применяли вплоть до ХХ века — к примеру, вьетнамские партизаны во времена американской агрессии.
При всей масштабности замысла - Большая Засечная черта протянулась более чем на 1000 километров от Мещерских до Брянских лесов - строительство такой мощной оборонительной линии не было затратным. Каждый крестьянин по указу государя просто брал с собой топор и отправлялся подрубать деревья, строить крепости.
Для защиты дорог, проходивших через засечную черту, строились крепости-острожки, служившие воротами. Они окапывались рвами 3 м глубиной и 6,5 м шириной, окружались стеной высотой более 4 м. Для проезда через эти крепости строились деревянные башни, на которых ставились пушки. Подходы прикрывались подъемным мостами, створными и опускными воротами, надолбами, частоколами. На менее важных проходах строились отдельные деревянные проездные башни.
Всего в составе черты существовало около 40 таких крепостей-ворот. Для размещения приходивших для отражения набегов дополнительных войск возводились специальные земляные «опасные» городки. То есть использовались они только в случае опасности. А Тула была одним из крупнейших острогов-крепостей в этой черте.
по С.Гусеву
Предыдущие статьи по теме: " Петр был не первый ", " Метал ли Тамерлан жеребца на городскую стену ?", " Торговая казнь царя ", " Буйная история рода Шуйских ", " Василий - значит царь ", " Ветвистый род Шуйских ", " Помилованный на плахе ", " Царевич Дмитрий, спасшийся второй раз ". " Не тот Илья Муромец ", " Лжедмитрий II не был вторым самозванцем ", " Пошто воевал Тферь ?", "Крепость, притулившаяся в лесах"