Российские самодержцы нечасто становились героями советских фильмов, хотя двух царей власть, а за ней и кинематографисты всё-таки ценили. Это были Пётр Первый и Иван Грозный. Последнего считал своим кумиром сам Сталин, и поэтому ещё в сороковые по его заказу Сергей Эйзенштейн снял историческую ленту «Иван Грозный». Там царя создал Николай Черкасов, и этот образ на десятилетия стал каноническим. Но во времена перестроечные, смутные появилась другая картина про Ивана Грозного. Сегодня она не слишком известна, однако определённый интерес в ней есть.
В режиссуру люди приходят разными путями. Кто-то мечтает ставить фильмы ещё с подросткового возраста, а кто-то, уже познакомившись с кинематографом изнутри, решается сесть в режиссёрское кресло, чтобы сделать собственное кино. Ко вторым принадлежит Борис Бланк, который начал работать на киностудиях в качестве художника. Его дебютом стала комедия «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» (1964), которую поставил Элем Климов. Потом у Бланка было ещё три десятка фильмов, и
лишь на шестом десятке, в 1990 году, он всё-таки осмелился выступить в качестве режиссёра.
Художника всегда интересовали две значительные исторические фигуры, символы своей эпохи: Иван Грозный и Борис Годунов. Их-то он и захотел сделать героями первой ленты. А основой послужила пьеса Алексея Толстого «Смерть Иоанна Грозного». Примечательно, что сценарий написал Виктор Мережко, к тому моменту уже имеющий славу драматурга мелодраматического, умеющего увидеть красоту в обыденности и знатока женской души. Однако на этот раз Мережко выступил как сценарист-историк, и эта роль ему вполне удалась. Картина получила название «Кремлёвские тайны шестнадцатого века».
Поначалу Борис Бланк задумывал фильм как максимально правдивый, где-то даже документальный.
По его мнению, зритель должен был видеть действие не как некую историческую постановку, а по-настоящему включиться в происходящее, почувствовать, что он внутри той эпохи. И по этой причине он даже отказался от съёмок в павильоне и пышных декораций. Зато договорился, чтобы
съёмочной группе позволили работать в исторических местах Москвы: на Крутицком подворье, в Английском дворе и даже в храме Василия Блаженного.
Но по ходу съёмок режиссёр изменил первоначальный план и всё-таки вернулся к более художественному стилю, чтобы продемонстрировать не только многокрасочную отечественную историю, но и своё отношение к ней.
На главные роли в «Кремлёвские тайны шестнадцатого века» Бланк позвал именитых и популярных артистов. Роль Грозного он отдал Алексею Жаркову, а роль Годунова — Богдану Ступке. К кандидатуре Жаркова некоторые коллеги режиссёра отнеслись с сомнением, но в итоге
Иван Грозный в его исполнении получился, наверное, именно таким, каким и был: могучим и всесильным, но деспотичным, умным и думающим, но невероятно жестким, окружённым подобострастным почитателями, но очень одиноким, а в последний день и вовсе жалким.
После эту роль Алексея Жаркова многие даже называли одной из самых мощных в его фильмографии.
Появляются в картине и другие актёры, тоже уже известные: Алексей Серебряков, Владимир Стеклов, Михаил Жигалов, Виктор Раков. Последнюю роль сыграл у Бланка Алексей Локтев, который потом уже до конца жизни отдавал предпочтение театру.
«Кремлёвские тайны шестнадцатого века» получились драматичными и мрачноватыми. Борис Бланк, будучи изначально всё-таки художником, создал ленту в тёмных тонах, и такое визуальное решение поддерживает напряжённость происходящего. При этом
ленту не назовёшь динамичной, она тягуча и медлительна и даже отчасти напоминает притчу, которая мало просто узнать, над ней надо ещё и подумать.
Возможно, именно это и стало препятствием для большинства зрителей, которые в начале девяностых предпочитали кино либо необременительные комедии с незатейливым юмором, либо остросоциальные фильмы с криминальным оттенком:
дебютная режиссёрская работа Бориса Бланка «Кремлёвские тайны шестнадцатого века» не завоевала симпатий публики,
хотя и рассказывала об исторических персонажах, известных всем жителям страны.
А кто, по вашему мнению, лучше всего воплотил образ Ивана Грозного в кино? Николай Черкасов, Юрий Яковлев в комедии «Иван Васильевич меняет профессию» (1973), Алексей Жарков, Иннокентий Смоктуновский в драме «Иван Фёдоров» (1991) или, возможно, Кахи Кавсадзе в ленте «Царь Иван Грозный» (1991)?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296