В широких просторах интернета я нашла вот эту фотографию.
Вспомнились мне свои школьные года.
В далёком, 1976 году, я пошла в школу. В нашей деревни не было средней школы. Только для начальных классов. С первого по третий классы. Здание обычное деревянное, с печками. Пять кабинетов и небольшой коридор. В коридоре на новый год ставили ёлку. В одном из кабинетов была учительская. А в одном хранились принадлежности технички, там не было печки. А напротив был ещё один кабинет, где была наша библиотека, тоже без печки. Из-за того, что у нас была одна учительница на всех, учила она нас в одном кабинете. Первоклашек было человек пять, второклассники десять, а в третьем было семь человек. В общем двадцать два ученика и одна учительница.
А в четвёртый класс мы уже должны идти в соседнюю деревню. Где находилась средняя школа, в двухэтажном кирпичном здании. Деревня находилась от нашей деревни в пяти километрах. Утром из дома выходим в восьмом часу, кто как идёт. Бывало и опаздывали. Опаздывали иногда по договорённости, что бы нам выделили машину. Не хотели пешком ходить. В итоге по просьбе родителей, которые все трудились в колхозе, нам выделили машину. Водитель этой машины из нашей деревни, мы утром собираемся возле его дома. Точна такая же машина как на фото. Точно не помню, сколько тогда было учеников, но мы в притык помещались на кузове этого автомобиля. На кузове были деревянные скамейки, мы расставляли их рядами, поперёк кузова. Водитель отвозил нас в школу утром к девяти часам, а потом, разгружая эти скамейки где-то, грузить на этот же кузов скотину. Ну там либо коров, либо свиней, которых надо отвезти в город и сдать в мясокомбинат. Управившись до обеда он возвращается, подметав метёлкой кузов грузить скамейки и подъезжает к школе. Дождётся до конца шестого урока, отвозить нас дамой и дальше уедет погрузив скотину в мясокомбинат. Если после шестого урока, по каким либо причинам тебе надо задерживаться, то домой идёшь пешком.
Зимой после метель, бывало машина буксует не может проехать. Не беда, мы все спрыгиваем с кузова. Толкаем машину, пока не проедет проблемные места. Потом опят запрыгиваем и едим дальше. Кто с какой стороны запрыгивает на кузов не имеет значения.
Через года полтора, по каким то причинам он не стал возить нас.
Осенью ещё мы ходим пешком. А уже зимой не хочется идти пешком.
Стоим возле дороги, ждём кого-то и чего-то.
Ведь у нас в деревни жил ещё один водитель, который работал на самосвале и кузов у него не очень удобный. С таким полукруглым железным кузовом.
Мы стали его караулит. Ворчал, но грузил нас. Зимой он оставлял машину в коровнике, так как там тепло. Мы его там ждали. Наблюдая за доярками, которые уже заканчивал утреннюю дойку.
Зимой то он сам ждал нас, так как местами машине не проехать после бурана. Мы живой груз на кузове, как ни как вес даём машине. Если не проедет, то не беда будем толкать. Нас то много. Где-то года два так было, где-то ездили, где-то шли.
Потом он стал оставлять свой самосвал в автопарке колхоза. А сам, на работу и обратно, стал ездить на вахте от РТСа.
Который возил только своих рабочих, шафер у них был таким не хорошим человеком. Учеников близко не подпускал. В начале мы нахальным образом садились с взрослыми рабочими. Но водитель сам поднимаясь на кузов, по одному, в прямом смысле выкидывал нас с кузова.
Лишь в конце учебных годов нам суждено было ездить в школу на автобусе. И то, если он успеет приехать с районного центра. Куда каждый день ездил по колхозным делам, возил специалистов с колхозного управления. Если не успеет, то мы дамой идём пешком. Но мы не унывали, было весело.
.