Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. Картина Ивана Крамского "Неизвестная" вот уже полтора столетия интригует зрителей своей таинственностью. Кто эта девушка, едущая по улице в открытом экипаже и с великолепным апломбом глядящая на нас с полотна?
Картина изучена во всех деталях. Известно, в каком конкретно месте находится Незнакомка - она едет по Невскому проспекту в Петербурге между павильонами Аничкова дворца и Александринским театром. Девушка одета модно и изысканно, как состоятельные дамы одевались в 80-е годы XIX века. Ее даже упрекали в том, что она одета слишком изысканно.
На ней бархатное пальто «Скобелев», отороченное собольим мехом, бархатная же шапочка модели «Франциск», украшенная страусиным пером. Перчатки тонкой кожи. Все это, в сочетании с надменным взглядом, говорит о том, что девушка то ли сама богата, то ли находится на содержании у богача.
Тот факт, что незнакомка одета очень модно, в те времена указывал как раз больше на второе обстоятельство. Истинные аристократки считали дурным тоном буквальное следование моде, они одевались, намеренно отставая от последних веяний. А вот дамы полусвета как раз очень следовали всем модным изыскам.
Итак, Крамской написал куртизанку? Строгий критик Стасов так прямо и назвал незнакомку с картины кокоткой в коляске. Помимо модной одежды, она ведь еще едет в экипаже совершенно одна! А в XIX правила приличия не поощряли подобное поведение. И только женщины легкого поведения, да принципиальные сторонницы равенства женщин и мужчин могли себе позволить прокатиться в одиночестве. На суфражистку эта девушка не похожа...
Но все же я не думаю, что Крамской изобразил даму полусвета. Есть версия, что это портрет некоей Матрёны Саввишны, крестьянской девушки, которую полюбил дворянин Бестужев , притом так полюбил, что женился. Сохранился этюд к картине, где Незнакомка выглядит гораздо проще и вполне тянет на крестьянскую красавицу.
Есть еще одна версия, согласно которой Крамской писал Неизвестную со своей дочери. В таком случае, разумеется, и речи нет ни о какой кокотке. Скорее всего, художник просто создал собирательный образ, за основу взяв портрет дочери. Если посмотреть на его картину "Девушка с кошкой", где его дочь Софья полулежит с задумчивым видом, то сразу можно заметить сходство с Неизвестной. Просто Крамской придал девушке в экипаже больше надменности во взгляде, изысканно одел и сделал чуток постарше.
Я склоняюсь к этой версии, думаю, что Неизвестная - собирательный образ.
Но есть еще одна версия, и о ней надо упомянуть. Она говорит, что на картине Ивана Крамского - княжна Екатерина Долгорукова, последняя любовь и морганатическая жена императора Александра II. Когда они встретились, ей было 11, а ему 41 год. Катя училась в Смольном институте, и император дождался, когда она выпустится оттуда. В 18 лет Екатерина стала царской любовницей и родила потом четверых детей. Царица была больна, и Александр ждал ее смерти. Когда таковая случилась, он немедленно женился на Долгоруковой.
Однако версия, что на картине в образе Незнакомки изображена Екатерина Долгорукова, на мой взгляд, не выдерживает никакой критики.
Так что можно только сказать, что Неизвестная хранит свою тайну.
Почитайте еще на моем канале:
Таинственное исчезновение сундука Мольера со всеми его рукописями
Как Дмитрий Шостакович балансировал над пропастью
В блоге мужа:
Мои впечатления от аэропорта Якутска