Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. Я ничего не знала бы об этой давней истории, если б не увидела картину Йоханнеса Хиндерикуса Эгенбергера "Гуго Гроций убегает из замка Лувестейн". На полотне изображена странноватая сцена - некий мужчина явно залезает в сундук, его поддерживает взволнованная женщина, и еще одна (служанка) стоит на коленях, готовая заложить в сундук книги, которые прикроют беглеца сверху.
Запустив в поиск Гуго Гроция, я с удивлением обнаружила, что этот же сюжет с залезающим в сундук (или вылезающим из него) мужчиной отражен в искусстве довольно широко - как в живописи, так и в графике.
Оказывается, история была весьма известна и вдохновляла многих. Гуго Гроций (Гуго де Гроот) был голландским вундеркиндом XVIII века, с 8 лет писавшим стихи, увлекавшимся проблемами права и поразившим своими познаниями даже французского короля Генриха IV. Во Франции же юный Гуго стал доктором юриспруденции. Затем он вернулся на родину, работал в Гааге адвокатом, писал научные труды и в 23 года стал генеральным адвокатом страны. Его прозвали "дельфтским оракулом".
В это время в Голландии шла жесткая религиозная борьба.
Гуго Гроций написал эдикт, раскрывающий идеи толератности, но жизнь оказалась жесче юридических положений. Началась религиозная война, и адвокат был заточен в крепости Лувестейн. Пожизненно. С таким положением дел решительно не была согласна его жена Мария. Это была женщина, которая не привыкла отступать перед трудностями. Впрочем, Гуго тоже не пал духом. В заточении он много читал, книгами его регулярно снабжал профессор Эрпениус из Лейдена.
Книги переправлялись узнику в сундуке. Этот факт и решила использовать его жена.
Этот сундук стража, конечно, поначалу тщательно проверяла, но каждый раз находила в нем только книги. В тюрьму - новые, из тюрьмы - уже прочитанные Гроцием. Жена посещала заключенного, и им никто не мешал во время этих свиданий. Итак, она придумала план - однажды в сундуке вывести из крепости не книги, а мужа. В деревянном изделии специально просверлили отверстия, а Гроций залезал в сундук, чтобы приучить себя к нахождению в нем.
В один прекрасный день жена Гроция попросила начальство тюрьмы позволить ей вывести все книги и получила разрешение.
И вот наступило 22 марта 1621 года. В этот день в городе была ярмарка, а начальник тюрьмы отсутствовал на месте. Марии удалось без проблем вынести сундук из крепости, привезти его в порт и погрузить на судно. Семья воссоединилась в Антверпене, где несколько помятый, но живой Гуго Гроций вылез, наконец, из сундука на свободу.
Но в Голландии, конечно, было опасно оставаться, поэтому Гуго переоделся каменщиком и отбыл в Париж, где и прожил счастливо с приехавшей к нему семьей. Здесь он дописал начатый в тюрьме трехтомник «О праве войны и мира» о том, как можно юридическими методами предотвращать войны. Трактат стал очень популярен. А Ватикан внес его в список запрещенных книг.
Почитайте еще на моем канале:
Таинственное исчезновение сундука Мольера со всеми его рукописями
Как Дмитрий Шостакович балансировал над пропастью
В блоге мужа:
Мои впечатления от аэропорта Якутска