Сто лет назад детки тоже учились грамоте, и у них были свои буквари и яркие азбуки. Одна из самых известный книжек в начале XX века была азбука Александра Бенуа, которую он изначально создавал для собственного отпрыска. Талантливый художник начал делать иллюстрации к Азбуке, когда сыну «карапузику Коленьке» было только два года.
К 1903 году, когда Александр Николаевич задумал свою Азбуку, Бенуа был уже известным художником. Его пейзажи, написанные в Петергофе и Версале вызывали живой интерес у публики. Он писал удивительные Крымские виды, буколические горы и луга Швейцарии. Художник «приложил руку» к созданию спектаклей в знаменитой Мариинке, принимал участие в оформлении театральных постановок в итальянской La Scala и в блистательной Comédie- Française.
Неудивительно, что его иллюстрации к Азбуке нередко напоминают театральные декорации, сказочные пейзажи. Каждая картинка посвящена одной букве, и на каждой странице скрывается совершенно волшебный мир. Художник надеялся на то, что ребенку непременно будет интересно разглядывать детали картинки, и придумывать свои интересные истории.
Изысканные рисунки для книг сделаны с огромной теплотой и любовью, и внимательно присмотревшись, зритель наверняка поймет, что основой для Азбуки стали детские воспоминания художника, его самые ранние чувства и наблюдения. Сюжеты навеяны и популярными сказками, интерьерами уютных петербургских домов и детских комнат, впечатлениями от летних каникул на дачах с играми, беготней и семейными развлечениями.
«На зимние месяцы приходился петербургский «сезон» — играли театры, давались балы, праздновались главные праздники — Рождество, Крещение, Масленица. В Петербурге зима была суровая и жуткая, но в Петербурге же люди научились, как нигде, обращать ее в нечто приятное и великолепное». Из книги А. Бенуа «Мои воспоминания»
В 1904 году его Азбука была издана в лучшей типографии, где уже печатали книги-сказки с иллюстрациями И. Билибина и В. Васнецова. Бенуа был весьма придирчив к издательству, и на предложения публикации Азбуки на дешевой бумаге — отказался. Его азбука стоила 3 рубля, что по тем временам довольно солидная сумма. Тираж также был небольшим - две с половиной тысячи экземпляров. Очевидно, что Азбука предназначалась для зажиточных семей.
«В мае дозволялось мне уже выйти на балкон, и тогда положительно казалось, что я сам участвую в ... чудесном празднике. Казалось, что стоит руку протянуть, и уже дотронешься до расшитого полкового штандарта или сможешь погладить сияющие латы и шлемы, в зеркальной поверхности которых отражались дома и небо». Из книги А. Бенуа «Мои воспоминания»
Листайте галерею!
Тем не менее, разглядывать иллюстрации безумно интересно. Они словно переносят наш в старый Петербург, в жизнь начала XX века. Театры, ярмарки, представления, парады, сказки, семейные будни и праздники — все это получило отражение в Азбуке, созданной для Николеньки. На мой взгляд, получилась очень личная книга.
Читайте на канале:
Как жили в русских усадьбах летом
Дореволюционные квартиры в доходных домах
Товары царской России, которыми восхищались иностранцы