Найти тему

Современное искусство продается за токены

Великое искусство редко бывает понятным. Возможно, именно поэтому оно и приковывает к себе так много взглядов. Когда люди слышат о целом рынке цифровых шедевров, стоимостью в миллионы долларов, у них возникает много вопросов. На них мы сегодня и постараемся ответить, объяснив, что такое NFT и почему с каждым днем новая звезда превращает свое творчество в эти странные токены.

Что такое NFT?

NFT – аббревиатура, означающая «non-fungible token» — невзаимозаменяемый токен. Если другие криптовалюты являются взаимозаменяемыми, то есть не уникальными, в случае с NFT — каждый токен индивидуален.

NFT напоминает документ, подтверждающий право на собственность — будь то произведение искусства, земля или другой вид недвижимости, машины, спортивный инвентарь, домен веб-сайта… В общем, какой-угодно предмет, имеющий ценность. Порой ему даже не обязательно иметь физическую оболочку.

То есть, люди готовы платить за виртуальные фантики?

И да, и нет. Одни эксперты уверены, что ниша NFT — кратковременная и это очередной «хайп», который скоро сойдет на нет. Другие же, напротив — считают, что этот сектор криптовалют еще раскроет свой потенциал, а когда стихнем эффект новизны, концепция будет применена во многих сферах повседневной жизни.

Спрос на NFT в основном создан коллекционерами — людьми, обожающими завладевать уникальными «артефактами» и забивать ими комнаты своих шикарных особняков. Это могут быть обычные бейсбольные карточки, фишки с покемонами, либо дорогостоящие картины именитых художников. Вот только в случае с блокчейном — все это «добро» будет храниться у коллекционера в виртуальном виде с возможностью дальнейшей перепродажи.

Именно это произошло с одним из первых предметов, ставших объектом бурных обсуждений внутри криптосообщества.

Наверняка почти каждый знает, кто такой Гомер Симпсон и почти каждый видел картинку-мем с грустным лягушонком по имени Пепе. Но что получится, если их объединить? Ответ прост — Гомер Пепе. И $320 000.

Да, вы не ослышались. За такую сумму в эквиваленте криптовалюты Ethereum была продана виртуальная карточка с персонажем мема в начале марта этого года. Забавно, что сам продавец приобрел данную «реликвию» в эквиваленте NFT еще 3 года назад — в 2018-м, когда она обошлась ему в $40 000.

А до того первый задокументированный факт продажи этой мемной карты произошел еще в январе 2017-го по цене в $500 за токены криптовалюты Counterparty — XCP. Последний владелец увеличил ценность предмета простым ожиданием в несколько лет, получив восьмикратную прибыль!

-2

Но самым взрывным до 2020 года применением NFT-токенов стали онлайн-игры. В основном — «криптокотики», прогремевшие в 2017 году. После того, как люди осознали, что могут разводить редкие породы виртуальных котиков, а не только смотреть смешные видео с ними, началась лихорадка.

Создатели развили идею, генерируя сразу целые пачки сервисов, привязанных к цифровым котам:

  • KittyHats — сервис с одеждой и аксессуарами для любимцев;
  • KotoWars — соревнования с другими игроками;
  • Kittyhelper.co — сервис статистики игроков с возможностью просмотра их профилей;
  • NBA Top Shot — коллаборация с Национальной баскетбольной ассоциацией США.

В отличие от криптовалют, стоимость котиков нельзя было разделить на десятые и сотые части. Новому владельцу порой приходилось выложить целое состояние за виртуального любимчика. По данным Weiss Crypto Ratings, самый дорогой «котэ» обошелся фанату пушистых в $172 000. Пожалуй, даже самая элитная порода котов — Саванна, стоимостью в $10-20 000, стыдливо поджала хвост, услышав об этом.

Наиболее популярной сферой в применении NFT-токенов была и остается развлекательная. Кажется, будто эта штука и создавалось изначально для коллекционеров и гиков всех мастей.

С тех пор, как знаменитости поняли, что могут продать уникальные вещи — началось настоящее NFT-ралли.

Сначала свою коллекцию криптоартов решил продать автор мультсериала «Рик и Морти» — Джастин Ройланд, представив ее в ходе аукциона Nifty Gateway в виде NFT-токенов. Каждый из них содержал 1 из 16 его картин с уникальной идентификационной информацией о произведении искусства, пусть и цифрового.

Представители шоу-бизнеса решили использовать новую находку как способ расширения фанатской аудитории. Так, Уильям Шатнер, наиболее известный своей ролью капитана Кирка в культовом «Звездном Пути», выпустил 90 000 токенизированных карт со своим изображением. Перис Хилтон же решила не изобретать велосипед, продав цифровую версию собственного рисунка со своим питомцем за $17 000 в эквиваленте Ethereum.

Одной из последних крупных сделок NFT-аукционов стала картина Бэнкси «Morons», которую выкупили у нью-йоркской галереи за $95 000, а затем сожгли в прямом эфире.

-3

Казалось бы, ну и что? Художники устроили перформанс — вот ведь новость!

На деле же интересен тот факт, что после сожжения, блокчейн-компания Injective Protocol создала NFT-токен и продала виртуальную картину победителю за 228 ETH или 405 000 долларов.

На поиск «счастливчика» у авторов затеи ушло всего три дня — именно столько шли торги, в которых приняло участие 70 человек.

Но самая громкая сделка случилась максимально внезапно — 11 марта в ходе аукционных торгов на площадке Christie's. Художник Майк Винкельман, также известный как Beeple, выставил на продажу масштабную работу «Everydays: The First 5000 Days». В 2007 году он принял решение публиковать по одной картине каждый день, после чего последние 13 лет беспрекословно следовал своему плану. 13 лет и один гигантский коллаж… стоимостью в 69 миллионов долларов. На фоне такого предыдущие NFT-лоты с анимацией мема Nyan Cat за $590 000 или первым твитом создателя Twitter Джека Дорси за $2,5 млн кажутся мелочью.

Перспективы

NFT проявили себя, как отличный инструмент монетизации с точки зрения создателей цифрового контента. Он не просто вычеркивает почти всех возможных посредников при продаже произведений искусства, но и позволяет быть творцам более независимыми, без необходимости выставлять те же картины в галереях.

И хотя ценность токенов действительно преувеличена, никто не заставляет людей повально закупать цифровое искусство. Однако, последнее не долго будет царствовать в этой теме. Скорее всего, на разрастающийся рынок уже обратили внимание многие создатели внутриигровых предметов и фан-атрибутики. Поэтому следующей итерацией тренда с огромной вероятностью станет игровая индустрия.

Что в итоге?

Учитывая рост в 300% лишь за предыдущий год, можно смело ожидать еще большие свершения от свежеиспеченного хайпа в будущем. Мы можем лишь гадать, какие формы он может приобрести. Но, если вы хотите быть на «гребне» этой криптовалютной волны — сейчас самое время присмотреться к одному из понравившихся произведений на торговых площадках.

Как знать, возможно, именно вы сумеете разглядеть в неизвестном авторе виртуальной картины будущего Ван Гога?