Найти тему

Выбор велосипедной вилки. Нужна ли она?

Привет, дорогие читатели!

В прошлой статье я подробно рассказал как выбрать велосипед по навесному оборудованию. Если кто не читал, то "вот ссылка" на нее. Я там подробно расписал на что обратить внимание при покупке велосипеда по навесному оборудованию.

Сегодня я хочу затронуть тему велосипедных вилок. Рассмотрим какие есть вилки, для чего они нужны и нужны ли вообще. Для начала давайте рассмотрим как выглядит вилка:

Именно так выглядит велосипедная вилка.
Именно так выглядит велосипедная вилка.

Я не буду вам показывать как выглядит ригидная вилка (которая без амортизации) потому что там достаточно простая конструкция и там нет амортизации. Она либо прямая, либо изогнутая. Так что мы будем говорить об амортизационных вилках.

Первоначально вилка создана для:
- Здоровья велосипедиста
Если вы будете ездить на велосипеде по неровной поверхности, то удары от колеса будут передаваться вам прямо на руки. Что будет огромной проблемой для суставов, так как на них будет идти повышенная нагрузка.
Именно эту проблему частично или полностью убирает амортизационная вилка. Особенно комфортно и хорошо будет на двухподвесах, так как задний амортизатор будет гасить удары, которые приходятся на вашу пятую точку и позвоночник, но о двухподвесах мы поговорим отдельно.

- Гашение ударов от поверхности по которой едет колесо
Если вы будете кататься без тряски и постоянных ударов в руки и кисти, то езда будет намного лучше.

- Управляемости и стабильности велосипеда.
Когда вилка отрабатывает неровности, то ваше колесо почти не теряет контакт с поверхностью, что сказывается на стабильности и лучшей управляемости. Так как колесо без амортизационной вилки постоянно подпрыгивает на кочках и велик риск потерять управляемость и упасть.

Итак, мы разобрались с тем для чего нужна вилка. Но этого не достаточно для того, чтобы прийти и взять самую первую вилку, которую вы увидите. Поэтому давайте сильнее углубимся в эту тему. Так же посмотрим внутреннюю схему вилки:

Примерно так выглядит вилку внутри, но схема может значительно различаться из-за типа вилки.
Примерно так выглядит вилку внутри, но схема может значительно различаться из-за типа вилки.

Так же, есть такое понятие - "ход вилки". Ход, чаще всего, определяет местность, где вилка может использоваться и в каких случаях. Если говорить проще - чем больше ход вилки, тем большие неровности она способна отрабатывать и выдерживать падение с большей высоты. Высота хода вилки может быть от 80 до 200 мм. 100 мм считается самым ходовым и подходящим для езды по пересеченной местности, лесам, обычному бездорожью. Но это все сугубо лично и каждому свое. Кому-то нужно 120 или 150 мм хода для комфорта, а кому-то хватит и 100. Всегда хочется иметь больший ход вилки, но из-за этого растет и цена, которая может достигать суммы больше 1000$ только за саму вилку. Если говорить о простом катании по лесам и загородным трассам, то 100-120 мм вполне достаточно

Есть известные и популярные производители вилок, которые уже неплохо, либо превосходно зарекомендовали себя:

- RST
- Suntour
- Rock Shox
- Marzocchi
- Manitou
- FOX
Можно выделить производителей, у которых есть бюджетные вилки, которые вы можете встретить на недорогих велосипедах. Это 2 производителя RST и Suntour. Остальные производители не делают бюджетных вилок, а специализируются на более продвинутых и профессиональных.

Если вы подбираете велосипед из дешевых, то желательно, чтобы обвес на нем был SHIMANO а вилка была этих 2-х производителей. Про навесное оборудования я подробно расписал в "этой" статье. Если вы купите велосипед и на нем будет оборудование неизвестного уровня (например странные названия или что-то такое), либо если будет навес от производителя велосипедов (чаще всего название вилки и обвесов такое же, как название фирмы велосипеда на раме), то не факт, что велосипед будет ужасным в плане работы или езды. Просто через время у вас может перестать работать какой-то узел, который потом придется менять. Из-за того, что знаменитые производители и проверенные временем дорожат своей репутацией, ноунейму не так важно что у вас случится через сезон. Но думаю, что обвес и вилка от производителя все же лучше, чем навесное у ашанбайков, про которые я писал в "этой" статье.

Перед тем как начать говорить про велосипедные вилки - я добавлю от себя, что если бы я покупал велосипед и у меня стоял выбор: купить велосипед с хорошей вилкой, но остальным навесом хуже на 1-3 уровня, то я бы отдал приоритет вилке. Так как от вилки зависит комфорт езды, она (при должном уходе) будет ездить даже десятки тысяч км и радовать вас комфортом. А остальное навесное оборудование все равно меняется чаще (в связи с износом), стоит дешевле и не подлежит ремонту. Так же, вилка стоит в разы, а иногда и в десятки раз дороже, чем остальные расходники. Поэтому я всегда буду отдавать предпочтение вилке, нежели остальному навесному оборудованию.

Но давайте уже перейдем к основной части - типы велосипедных вилок. Они бывают:

  • Жесткие (без амортизации) - обычная вилка, без амортизации чего-либо. Удешевляет велосипед, можно купить вел дешевле, либо взять с навесом более лучшего уровня. А когда появятся деньги, то можно поменять эту вилку на нормальную. ВАЖНО! Данный вид вилок лучше рассматривать из стали или карбона, так как они лучше гнутся и гясят вибрации от дороги. Алюминиевая вилка будет передавать все неровности дороги и она почти не гасит вибрации, так что лучше ее не выбирать.
  • Пружинные - самые дешевые и простые по устройству вилки, который только можно найти. В роли амортизации простая жесткая пружина, которая при встрече колеса с кочкой, сжимается, а после проезда неровности, пружина резко разжимается. Очень дешевые и примитивные вилки, которые не имеют регулировок, не отрабатывают мелкие неровности, недолговечны, отбивают пружиной прямо в руки велосипедиста. Являются амортизацией постольку поскольку. В общем не рекомендую. Лучше уже брать без амортизации - выйдет дешевле и проще.
  • Пружинно-эластомерные - достаточно популярный вид вилки. В ней так же используется пружина, но внутри пружины уже есть эластомер (он может быть из разных материалов), проще говоря - цилиндрический кусок резины, который позволяет отрабатывать более мелкие неровности. Эту вилку уже можно более менее назвать "вилкой". Проблемы все те же - мало амортизации, небольшая стоимость, при низких температурах - ниже +7 градусов резина внутри дубеет и перестает почти работать. Со временем (1-2 сезона) резина так же начинает дубеть, в результате пропадает почти полностью амортизация и т.д. В общем это тот минимум с которого стоит начинать, если у вас ограничен сильно бюджет. На данных вилках может появиться блокировка.
  • Пружинно-масляные - здесь все просто: масло и пружина. Максимально долговечны, при должном уходе. Не дают таких гибких настроек, как в воздушно-масляной вилке. Можно найти достаточно неплохие варианты и не дорого. Не знаю точно как сейчас, но раньше были очень популярны в даунхиле (быстрые спуски с горы и крутых склонов), так как способны выдерживать большие нагрузки и достаточно прочные.
  • Воздушные вилки - Смысл в том, что вместо пружины и демпфера там находится сжатый воздух. Стоит достаточно дорого, хорошо отрабатывает мелкие неровности, гибкая по настройкам, требует периодической подкачки воздуха. Стоит рассмотреть, если бюджет менее ограничен. Нужен насос высокого давления. Используется в велосипедах средней цены и до дорогих. Постепенно выходит из моды (суда по наличию моделей в магазинах).
  • Воздушно-масляные вилки - здесь используется масло вместе с воздухом. Отлично подходит для кросс-кантри (езде по пересеченной местности, лесам, бездорожью) и частого катания. Стоит дорого, а в профессиональном спорте еще дороже. Так же требует периодической подкачки воздуха. Нужен насос высокого давления. Используется в в велосипедах от дорогих до топовых.

На этом основная часть информации по вилкам заканчивается. Есть еще разные настройки данных вилок, но о них мы поговорим позже, так как главное, на что стоит обратить внимание при покупке, я уже расписал.

Если подытожить, то при ограниченном и малом бюджете (до 30 000 рублей) берите вилку пружинно-эластомерную. Если бюджет еще ниже, но вы сможете позволить себе потратить от 5000 рублей чуть позже, то берите ригидную вилку, чтобы ее потом поменять. Выиграете в цене и уровне комплектующих для велосипеда на старте. Свыше 30 000 рублей уже есть смысл присмотреться к пружинно-масляной вилке, которая даст намного бОльший комфорт в сравнении с дешевыми вилками. Можно сказать, что это более "настоящая" вилка, которая стоит своих денег.

Ну а если еще выше, то можно рассматривать воздушные или воздушно-масляные вилки. Предпочтение отдаю последним лично я. А вы уже смотрите сами.

По итогу могу сказать, что никогда не верьте продавцам в магазинах. Всегда гуглите название вилки (которое указано на самой вилке) и пробивайте ее ТТХ в интернете. Это будет лучше всего, так как продавцы часто сами не в курсе, либо завышают специально. На моем личном опыте: видел как продавец говорит, что вилка пружинно-масляная, а на самом деле она пружинно-эластомерная. При этом стоимость вела была завышена из-за популярного производителя.

Так что будьте внимательны и удачи в выборе велосипеда. В следующих постах расскажу про материал рамы и как подобрать раму по росту для себя правильно. Не пропустите! Подписывайтесь на канал и ставьте лайки!

Всем удачи и пока!

Авто
5,66 млн интересуются