Все старшие члены королевской семьи буду в гражданских костюмах на церемонии прощания с принцем Филиппом.
Такое решение приняла лично Королева.
По официальной версии - дабы избавить принца Гарри и принца Эндрю от позора.
Скорее всего, такое решение не было бы принято ради одного Гарри.
Но принц Эндрю обратился с личной просьбой к Королеве надеть адмиральскую форму для прощания с отцом.
Формально он имеет на это право, поскольку, в отличие от Гарри, не был лишен военных званий и привилегий.
Со своей стороны Гарри, по сообщениям источников, тоже изъявлял желание надеть парадную форму Blues and Royals, которую он носил в том числе и в день своей свадьбы в мае 2018 года.
Он, как бывший капитан кавалерии, он имеет право носить только гражданский костюм с медалями, которыми он был награжден при исполнении своих обязанностей либо лично Королевой.
По сообщениям все тех же источников, Гарри был в гневе, когда узнал, что ему все-таки не позволят надеть военную форму. Он глубоко переживает потерю воинских званий, особенно с учетом того, что он десять лет прослужил в армии и дважды побывал в Афганистане.
Но если с Гарри все было понятно, то с принцем Эндрю дела обстояли сложнее.
Однако, учитывая сложившуюся ситуацию вокруг принца Эндрю, Королева, судя по всему, посчитала невозможным удовлетворить его просьбу и приняла соломоново решение.
Что ж, очень мудро. Теперь тема формы и вопрос о том, кто ее достоин, а кто нет, кто имел право ее надевать, а кто нет, не будет отвлекать от церемонии.
Решение Королевы, безусловно, правильное.
Но как бы отреагировал на это принц Филипп, один из последних настоящих героев Второй Мировой, как бы он отреагировал на то, что ни один из членов его семьи не будет одет в военную форму?
Его сыновья, дочь, внуки и двоюродные братья, которые в силу своей должности или отличной службы имеют право на полковую или военно-морскую одежду, будут в обычных траурных одеждах: фраки для мужчин и платья из черного крепа для женщин.
Не будет видно ни церемониальной золотой полосы, ни темно-синего пояса, ни украшенных козырьков, которые нужно поднимать и опускать в соответствии с требованиями протокола, и никаких резких приветствий.
Как же до этого дошло?
Понятно, что решение Королевы - это тонкий компромисс, попытка предотвратить возможность еще одного внутреннего семейного скандала.
Но для многих это будет не столько уступка, сколько капитуляция. В одно мгновение столетия традиции были перевернуты.
И причиной этого являются принц Эндрю и принц Гарри. Оба теперь не являются старшими членами королевской семьи, но у обоих сильное военное прошлое.
Основная ирония всей этой нелепой ситуации в том, что из всех ближайших родственников принца Филиппа только эти двое, как и он, видели действительную службу: его сын Эндрю и его внук Гарри.
Принц Филипп в свое время сказал, что он никогда не покидал флот, а просто находился в постоянном отпуске.
Он был самым молодым офицером, получившим звание старшего лейтенанта во время Второй Мировой, упомянутый в депешах во время битвы у мыса Матапан, и свидетель капитуляции японцев в Токийском заливе, которому теперь отказывают в достойных проводах.
Принц Филипп был в военной форме на похоронах британского премьер-министра военного времени сэра Уинстона Черчилля в 1965 году.
И он не ожидал ничего меньшего от своего собственного прощания: что те, кто имеет право носить форму, наденут ее.
Он мог бы возразить, что если Гарри и принц Эндрю не могут носить форму, почему не носить форму тем, кто не оставил службу?
Но принц Филипп был очень предан королевской семье.
И, может быть, он бы согласился с решением Королевы.
Вряд ли он хотел бы, чтобы прощание с ним стало причиной для дополнительных разногласий в семье.