Бронепоезд «Московский Метрополитен» в 1943 году был построен на деньги, собранные работниками метрополитена. Был это типовой для своего времени бронепоезд (типа «БП-43»): бронированный паровоз (типа «Ов») с командным пунктом на тендере, окруженный четырьмя артиллеристскими бронеплощадками с башнями от танков Т-34 и пулеметами для кругового обстрела и двумя зенитными. Были и платформы прикрытия с аварийным комплектом конструкций пути. Все это делало бронепоезд мощным и грозным орудием.
На митинге в депо «Северное» 21 марта строители дали экипажу наказ: «Не щадя жизни бить проклятых гитлеровских извергов». Его тут же направили на главный участок фронта – на Курскую дугу.
Немцы хотели окружить большую группу наших армий, сосредоточенных на образовавшемся в районе Курска выступе, – они жаждали реванша за поражение под Сталинградом. Советское командование, закрепившись у Курска, планировало наступать в направлении Орла и Белгорода. К июлю заметного преимущества в силах тут не было ни у одной из сторон. Ставка решила перейти к обороне и, измотав противника, продолжить наступление. Вот на этом оборонительном этапе свою роль и сыграл бронепоезд отдельного 60-го дивизиона бронепоездов: бронепоезд №737 и «Московский метрополитен», укомплектованный в основном работниками московского метро, ушедшими на фронт (их было 58 в составе экипажа). Бронепоезд должен был прикрывать участок железной дороги «Сажное» –«Гостищево» – «Беломестное».
Фактически 20-километровый участок обороны. Как следует из экспозиции музея «Курская битва. Белгородское направление» других регулярных частей Красной армии в этом районе не было.
5 июля немецко-фашистские войска перешли в наступление. Три дня на своем участке бронепоезд «Московский метрополитен» сдерживал врага, уничтожил четыре самолета, шесть тяжелых танков и самоходных установок немецких войск, подавил огонь десяти минометных батарей.
Немецко-фашистские войска так и не смогли перерезать железнодорожную линию в этом районе. Успешно начатое наступление захлебывалось. Немецкое командование уже понимало, что именно бронепоезда ставят под угрозу всю наступательную операцию.
И тут у «Московского метрополитена» подошли к концу боеприпасы. Командир, капитан Есин Б.П., решил отойти к станции «Беленихино», к составу обеспечения, но немцы начали жесточайшую бомбардировку железнодорожной линии. Массированный артобстрел, ковровая бомбардировка с воздуха вывели из строя значительную часть пути. Добраться до «Беленихино» невозможно.
Зияя пробоинами на всех своих бронеплощадках, поезд ещё огрызался залпами из оставшихся орудий, продолжая свой последний поединок с танками и почти двумя десятками пикирующих Юнкерсов. Но все понимали: с такими тяжёлыми повреждениями, оказавшись на линии главного удара, он был обречён. В 9 утра 7 июля бронепоезд «Московский метрополитен» окончательно потерял способность к передвижению и ведению огня. Боясь попасть в плен, командир Есин Б.П. решил взорвать состав. А оставшимся в живых приказал отходить пешим ходом. Однако силы в этом поединке потеряли и немцы: они так и не смогли продвинуться далеко в тыл на этом участке.