Найти в Дзене

Бронепоезд «Московский Метрополитен»

Бронепоезд «Московский Метрополитен» в 1943 году был построен на деньги, собранные работниками метрополитена. Был это типовой для своего времени бронепоезд (типа «БП-43»): бронированный паровоз (типа «Ов») с командным пунктом на тендере, окруженный четырьмя бронеплощадками – двумя зенитными и двумя артиллеристскими с башнями от танков Т-34 и пулеметами для кругового обстрела. Были и платформы

Бронепоезд «Московский Метрополитен» в 1943 году был построен на деньги, собранные работниками метрополитена. Был это типовой для своего времени бронепоезд (типа «БП-43»): бронированный паровоз (типа «Ов») с командным пунктом на тендере, окруженный четырьмя артиллеристскими бронеплощадками с башнями от танков Т-34 и пулеметами для кругового обстрела и двумя зенитными. Были и платформы прикрытия с аварийным комплектом конструкций пути. Все это делало бронепоезд мощным и грозным орудием.

На митинге в депо «Северное» 21 марта строители дали экипажу наказ: «Не щадя жизни бить проклятых гитлеровских извергов». Его тут же направили на главный участок фронта – на Курскую дугу.

Немцы хотели окружить большую группу наших армий, сосредоточенных на образовавшемся в районе Курска выступе, – они жаждали реванша за поражение под Сталинградом. Советское командование, закрепившись у Курска, планировало наступать в направлении Орла и Белгорода. К июлю заметного преимущества в силах тут не было ни у одной из сторон. Ставка решила перейти к обороне и, измотав противника, продолжить наступление. Вот на этом оборонительном этапе свою роль и сыграл бронепоезд отдельного 60-го дивизиона бронепоездов: бронепоезд №737 и «Московский метрополитен», укомплектованный в основном работниками московского метро, ушедшими на фронт (их было 58 в составе экипажа). Бронепоезд должен был прикрывать участок железной дороги «Сажное» –«Гостищево» – «Беломестное».

Макет последнего боя бронепоезда
Макет последнего боя бронепоезда

Фактически 20-километровый участок обороны. Как следует из экспозиции музея «Курская битва. Белгородское направление» других регулярных частей Красной армии в этом районе не было.

Атака германских танков
Атака германских танков

5 июля немецко-фашистские войска перешли в наступление. Три дня на своем участке бронепоезд «Московский метрополитен» сдерживал врага, уничтожил четыре самолета, шесть тяжелых танков и самоходных установок немецких войск, подавил огонь десяти минометных батарей.

Танковая атака
Танковая атака

Немецко-фашистские войска так и не смогли перерезать железнодорожную линию в этом районе. Успешно начатое наступление захлебывалось. Немецкое командование уже понимало, что именно бронепоезда ставят под угрозу всю наступательную операцию.

И тут у «Московского метрополитена» подошли к концу боеприпасы. Командир, капитан Есин Б.П., решил отойти к станции «Беленихино», к составу обеспечения, но немцы начали жесточайшую бомбардировку железнодорожной линии. Массированный артобстрел, ковровая бомбардировка с воздуха вывели из строя значительную часть пути. Добраться до «Беленихино» невозможно.

Картина последнего боя бронепоезда
Картина последнего боя бронепоезда

Зияя пробоинами на всех своих бронеплощадках, поезд ещё огрызался залпами из оставшихся орудий, продолжая свой последний поединок с танками и почти двумя десятками пикирующих Юнкерсов. Но все понимали: с такими тяжёлыми повреждениями, оказавшись на линии главного удара, он был обречён. В 9 утра 7 июля бронепоезд «Московский метрополитен» окончательно потерял способность к передвижению и ведению огня. Боясь попасть в плен, командир Есин Б.П. решил взорвать состав. А оставшимся в живых приказал отходить пешим ходом. Однако силы в этом поединке потеряли и немцы: они так и не смогли продвинуться далеко в тыл на этом участке.