Все мы знаем это прекрасное состояние, когда с ребёнком всё хорошо, он здоров, активен и подвижен, но всё хорошо в меру. Думаю, многие из вас могут представить себе состояние ребёнка, когда он всё время «стоит на голове», не может ни на чём сфокусироваться и его невозможно увлечь продуктивной деятельностью. Например, вы решили почитать с ним книгу, но он не слушает вас, вырывается и выбрасывает её, это же происходит и с рисованием и другими подобными занятиями.
И это уже совершенно не весёлая ситуация. Ни для родителей, ни для воспитателей в детском саду, ни для учителей в школе и, конечно же, ни для самого ребёнка.
Когда такой ребёнок идёт в детский сад или в школу, то с такими поведением, что родители, что воспитатели и учителя – борются одинаково. Это различные методы наказаний (ставить в угол, выгонять из класса), подкуп (получишь конфетку, если посидишь спокойно) или постоянная беготня за ребёнком в попытках увлечь его каким-либо делом. И все эти способы не приводят абсолютно ни к какому результату.
В такие моменты мне очень жаль, что родители не обращаются за помощью к неврологу. Более того, на профессиональных осмотрах родители не задают вопросов специалистам по поводу такого поведения. Многие считают данное проявление – нормой: «Да ничего, все дети активные, перерастёт, вот папа/мама были такими же!»
И вот этот момент, когда его поведение станет «нормальным» – так и не происходит. А самое страшное, что это время может никогда не наступить.
Чем же отличается активный ребёнок от гиперактивного?
Гиперактивный ребёнок ВСЕГДА находится в своём мире и ВСЕГДА в движении. То есть, для него движение и есть сама цель. Например, когда он вскакивает посреди урока и начинает ходить по классу – он не пытается намеренно сорвать занятия. Именно постоянное движение не даёт ребёнку сил и ресурсов, чтобы сосредоточиться на других окружающих его предметах.
Невозможность остановиться и прекратить движение является особенностью его физиологии, он в этом не виноват. В этот момент ребёнку очень тяжело, ведь он не понимает, что с ним происходит. А также таким детям намного сложнее находиться в социуме, так как они становятся частыми объектами окриков, негатива, агрессии со стороны других детей и взрослых.
Ещё одним осложнением становится их замкнутость, они никого не пускают в «свой мир» несмотря на то, что могут всё время улыбаться и смеяться. Это внутреннее напряжение они вынуждены переживать внутри себя, и решать эту проблему самостоятельно.
СДВГ ( синдром дефицита внимания и гиперактивности) – это заболевание нервной системы, и это болезнь, которую необходимо лечить.
Для того, чтобы родители могли понять, есть ли у их ребёнка гиперактивность, сперва нужно ознакомиться с особенностями детской психологии. Эта информация поможет правильно сравнивать проявления ребёнка и не путать их с другими понятиями.
Темперамент.
Темперамент – это закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей ребёнка. То есть, конкретные особенности ребёнка, которые проявляются всегда.
Например, реакция на раздражители будет всегда закономерной и постоянной, без изменений. Именно особенности личности характеризуют психику ребёнка. На основе его реакций формируется то, что он будет проецировать на окружающий мир.
Существуют 4 типа темперамента:
1. Холерик – сильный, но неуравновешенный тип;
2. Сангвиник – сильный, уравновешенный, живой тип. Он с большой подвижностью нервных процессов;
3. Флегматик – сильный, уравновешенный. С малой подвижностью нервных процессов;
4. Меланхолик – слабый, пессимистичный. Его особенностью является быстрое истощение нервной системы, которое приводит к потери работоспособности.
Все дети уже с младенчества обладают конкретным типом темперамента. Исследования учёных говорят о том, что данная типология не изменяется даже под влиянием каких-либо воздействий из внешней среды.
Помимо темперамента, обратимся к следующим двум понятиям из психологии: интроверт и экстраверт.
Многие родители замечают различия между детьми – один ребёнок как будто постоянно находится в себе, а другой, наоборот, открыт всему миру. Эти же особенности также влияют на то, как ребёнок будет реагировать на внешний мир, и как он будет в нём проявляться.
Ребёнок интроверт – это человек, который погружён в себя, он в меньшей степени хочет общаться, он долго может находиться наедине с собой, играть, читать – ему никто не нужен для массового вовлечения в какой-либо процесс. Он контактирует с детьми, но быстро устает от общения и пытается скорее уйти.
Ребёнок экстраверт – наоборот, очень любит быть на виду и среди толпы, любит общение с детьми и взрослыми. В таком положении он чувствует себя очень хорошо и легко заводит новых друзей.
Затем все эти понятия в психологии – соединяются: например, ребёнок интроверт и меланхолик – это один тип восприятия мира, а экстраверт и холерик – это уже совершенно другой вид поведения и реакций. Здесь важно понимать, к какому типу относится ваш ребёнок для того, чтобы правильно классифицировать его особенности личности – это нормальное или ненормальное поведение.
Читать статью «Что такое СДВГ? Признаки и особенности проявления гиперактивности» (кликните).
Спасибо за внимание! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи.
Получить более подробную информацию обо мне и Центре Развития Речи «Говоруша» можно по ссылке (кликните): наши контакты.