О самобичевании.
Попросили затронуть этот сложный вопрос. В нем очень мало ясности, даже слово неточное – самобичевание. Бичевали себя в средние века у католиков, и к православной духовной практике это не имеет никакого отношения. В нашей традиции уместнее будет самоукорение. Это также непростая дисциплина. Но попробуем присмотреться к этому предмету.
Вот что по данному поводу пишет святитель Игнатий: «Укоряйте себя, укоряйте свое немощное произволение, потому что сила произволения и в немощных производит великое. В обвинении себя найдете утешение. Обвините себя и осудите себя, а Бог Вас оправдает и помилует. Когда Феофил, патриарх Александрийский, прибыл в Нитрийскую гору, то спросил у игумена горы, под руководством которого спасались до десяти тысяч монахов: "Что, Отец, нашел ты особенно важного на пути монашеском?" – "Укорять и осуждать себя непрестанно"», – отвечал святой и смиренный игумен. – "Да, – сказал патриарх, – другого средства к спасению нет". – И Вы стяжите это легкое делание, могущее ввести в душу Вашу смирение, а вместе с ним утешение и мир святой от Господа, в Котором почивает от сердечных трудов своих всякий обремененный ими».
Сердечные труды! Много ли у нас таких?! Редкость сегодня, если кто трудится над своим сердцем и изнемогает в этом труде. А жаль.
Самоукорение, прежде всего, способ разобраться с собой, со своими страстями, а через это и с миром, к которому нас эти страсти привязывают. Сегодня для многих самоукорение унизительно, непонятно, чуждо, но это от слабости и самолюбия. Сильный человек способен осудить себя прежде, чем его осудит кто-то другой. Это очень нужное и живительное чувство. Современные христиане желают видеть себя праведниками среди безумного и грешного мира, но тем самым осуждают этим мир и его обитателей. Пусть не на словах, только от этого не легче. Современные «православные» проповедники оттачивают на пороках общества свое остроумие и красноречие, но предложи кому-то начать с себя, и на тебя посмотрят с удивлением, а может и похлеще. Но ведь каждый из нас причастен к порокам окружающих нас людей.
«Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя»! Не к каждому ли из нас обращены эти слова преподобного Серафима? А мы что стягиваем? Стыдно сказать. Вот поэтому самоукорение так живительно для души, в которой всегда обретается гордость. Самоукорение – это та щеточка для сердца, которое мертвеет от удовольствий мира. Щеточка надежная, скребок, можно сказать. Порой даже взгляда бывает достаточно, чтобы осудить ближнего. Осуждение – это мертвящий яд, за которым так много всего. Самолюбие, тщеславие, гордость, чванство, самодовольство, презрение и много чего еще.
На исповеди мы потому такие скупые и сухие, что сердце мертвеет от страстей. Как правило, во время исповеди наше самоукорение беспредметно, а потому бесплодно. Силимся изо всех сил поругать себя, а в глубине души осадочек – не такой уж я и плохой, не то что некоторые. Этот осадочек от отсутствия правильного самукорения, предметного, быстрого, сиюминутного. В дневниках святых читаешь, как быстро они осуждали себя за малейший проступок или помысел. А нам это так редко удается. Огрубели. Щадим себя любимых. Вот и сохнем, мертвеем.
Дай, Господи, нам эту силу, осудить себя прежде, чем Ты осудишь нас!