(Продолжение. Начало - здесь)
Глава шестая
— Герхард, какое у тебя впечатление от разговора с нашим генерал-губернатором? — спросил Карл Клаузевиц. Они опять собрались прежней компанией, только на этот раз без графа Монтекристо. Фон Шарнхорст обвел товарищей задумчивым взглядом.
— Сильное. Человек умный, отличный аналитик, умеет держать слово, очень влиятельный. Причем у меня сложилось впечатление, что его влияние опирается не только на его личные качества и связи, но и на некую организацию.
— Организацию?
— Ничего конкретного. Но он слишком влиятелен для одного человека, какими бы выдающимися качествами тот не обладал. За ним угадывается какая-то сторонняя сила. Возможно, я ошибаюсь, но мне так показалось.
— Мы доверяем твоему чутью. Но главный вопрос в другом: можно ли ему верить?
— Безусловно, да. Он ни разу и ни в чем меня не подвел. И всегда информация, которую он мне давал, подтверждалась.
— Он еще что-нибудь говорил про предстоящую кампанию? — спросил фон Гнейзенау.
— Да. С вами он немного осторожничал, поскольку увидел вас впервые. Мне он рассказал больше. Сейчас вы услышите немало интересного…
* * *
— Вы обеспечили мне бессонную ночь, господин граф.
— Что так?
— Поставленная задача лишила сна. Мы с товарищами предприняли мозговой штурм. В результате родились весьма интересные, на мой взгляд, идеи.
— Слушаю вас внимательно, — заинтересованно отозвался граф Монтекристо.
— Предлагаю взглянуть на карту. — С этими словами фон Шарнхорст расстелил на столе карту Европы.
Юго-западные границы Российской империи в 1813г.
(синей стрелкой показано планируемое направление
марш-броска летучего отряда)
— Турецкие лазутчики не дремлют, и о развороте русской армии на юг султан узнает немедленно. В узкое дефиле от севера Молдавии до Черного моря будет стянуто огромное количество турецких войск. Прорваться здесь в Болгарию нашему летучему отряду будет весьма проблематично. Морем по ряду причин — тоже. Поэтому родилась идея: ворваться в Болгарию с северо-запада, через Валахию, откуда никто не ждет. Для этого летучему отряду предстоит выполнить стремительный марш-бросок с территории Российской империи через Австро-Венгрию вдоль западной границы Молдавии. На территорию Болгарии отряд войдет вот здесь, в районе Русе , захватив с ходу мост через Дунай. Для обеспечения максимальной скорости движения предлагается посадить прусскую пехоту на двуконные повозки, по четыре человека в повозке. В этом случае пехота от кавалерии не отстанет. Это позволит также взять с собой больше запасов, и в первую очередь — патронов для винтовок. У турок таких не добудешь. С надежными проводниками такой бросок осуществить вполне реально за неделю. Обходя населенные пункты и гарнизоны. Абсолютно незамеченными остаться, конечно, не удастся, но пока австрийская бюрократическая машина провернется, выясняя — кто, что и откуда, отряда и след простынет.
— Отличные идеи. И с обходным маневром, и с пехотой на повозках. У меня тоже сейчас мелькнула интересная мысль. В ставке Кутузова один штабс-капитан пытался протолкнуть предложение о переводе армии на защитную форму одежды для снижения потерь. Его высмеяли. Но мне в его аргументах кое-что понравилось, и я попросил дать мне один экземпляр его рисунков. Мне кажется, с учетом характера решаемых летучим отрядом задач, этот вариант подошел бы идеально. Взгляните.
На первом рисунке на фоне леса был изображен гусар в действующей форме, а рядом — тот же гусар в новой форме, зеленой и пятнистой. Во втором случае гусар просто сливался с лесом. Разница была настолько наглядной, что просто ошеломляла. На других рисунках были изображения воинов других родов войск в старой и предлагаемой форме.
— Помимо маскировки такая форма будет сбивать с толку возможных наблюдателей: что за зеленое войско? Кто это? Представьте, какой-нибудь пастух или охотник прибежит к местному жандарму и начнет рассказывать, что повстречал каких-то зеленых призраков. Жандарм непременно решит, что парень просто перебрал вчера.
Фон Шарнхорст невольно усмехнулся, представив эту картину.
— Гениально. Мысль о чем-то подобном посещала меня не раз. Форма наших военных хороша для балов и парадов, но не для боя.
— Можно еще и попоны на лошадей накинуть из такого же материала. Эффект будет еще замечательнее. Вот что. Денег у вас достаточно. Закажите вашим швейникам срочно пошить такую форму для всего отряда, включая казаков и гусар Давыдова. Да с запасом. Излишки отдадим болгарским добровольцам. И еще. Подготовьте подробный план действий летучего отряда в свете того, что мы обсуждали. Повезу на рассмотрение Кутузову.
— Сделаю.
* * *
– Я рад, Александр Иванович, что еще застал вас. Вы когда отбываете в Санкт-Петербург? – обратился граф Монтекристо к полковнику Чернышеву.
– Завтра, господин генерал. Я закончил подготовку.
– Отлично. Захвáтите несколько свежих писем для княгини Марии Нарышкиной, графа Румянцева и Марии Федоровны, матушки Императрицы. Нарышкиной я сообщаю, что можно переходить к следующему этапу операции «польская королева» – начинать работать с императором Александром в этом направлении. С немцами я все вопросы порешал. Они уже начали подготовку. Я сейчас спешу на совещание к Кутузову по вопросу начала кампании с турками. Предлагаю вам сопроводить меня, чтобы вы были полностью в курсе дел, отбывая в столицу. Думаю, Михаил Илларионович возражать не будет.
– С удовольствием…
* * *
– Вы не зря так нахваливали этих немцев, граф. Великолепный план, – произнес Кутузов, положив докладную записку на стол.
– Впервые я обратил внимание на фон Шарнхорста, когда узнал, что даже Наполеон испугался его таланта и приказал Фридриху Вильгельму III убрать его с должности начальника генштаба прусской армии. Ваше мнение, Денис Васильевич? – обратился граф Монтекристо к Денису Давыдову.
– Приятно удивлен. Дерзко, неожиданно и умнó. Это будет славный рейд.
– Что думаете вы, полковник? – обратился граф Монтекристо к Чернышеву.
– Пока в голове стучит только одна мысль: как жаль, что я не смогу принять в этом участия.
– Тут наши мысли совпадают. Михаил Илларионович, что мы сможем дать в усиление Денису Васильевичу?
Главнокомандующий пошевелился в кресле, на несколько секунд задумался и выдал:
– Шесть пулеметов и три десятка снайперов. Думаю, с этими силами Денис Васильевич задаст жару туркам.
– Отлично. Еще пару слов, Денис Васильевич. Командуют немецкими полками генералы. Это вроде как не их уровень. Но они посчитали за честь послужить под вашим руководством, чтобы приобрести бесценный опыт и поучиться у мастера маневренной войны, как они вас называют. Вполне заслуженно, кстати. Немцы сильны своей железной дисциплиной и упертостью в хорошем смысле слова. Используйте эти их качества в полной мере. В сочетании с сильными сторонами ваших гусар и казаков может получиться очень результативный симбиоз.
Кутузов покивал головой, соглашаясь со сказанным.
(Продолжение - тут. Предыдущая часть - здесь. Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые главы).