Дилогию Ричарда Викторова «Москва – Кассиопея» (1973) / «Отроки во Вселенной» (1974) нужно разбирать покадрово, и это интересная задача для искусствоведа-киноведа. А еще это кино рекомендовано смотреть с пленки на большом экране, как это сделала однажды я (о моих приключениях читайте в рассказе «Космос, киномеханик и 35мм»).
Когда смотришь «Отроков во Вселенной», будто попадаешь не столько в музей космонавтики (могу лично засвидетельствовать: там скучновато), а в галерею современного искусства, и это намного интереснее!
Остановлюсь на трех любопытных моментах:
1. «Отроки во Вселенной» вышли за несколько лет до «Звездных войн»
Спецэффекты «Звездных войн» и изобретательность их декораций не вызывают никаких сомнений. Художники-постановщики Джон Бэрри, Лесли Дилли и Норман Рейнольдс заслуживают оваций, спору нет.
Но некоторые приемы, которые можно наблюдать в «Звездных войнах», вышедших в 1977 году, уже были в фильмах Ричарда Викторова. Например, роботы, которые не пугают, а вызывают симпатию. Или идея того, чтобы неведомую планету снимать в естественном природном ландшафте. Натуру для иного мира советские авторы нашли в Крыму, а создатели «Звездных войн» отправились в пустыню Туниса.
2. Не только эскизы, но и настоящая «космическая» живопись
Фильмы Викторова настолько хороши, что в 2016 году ему посвятили выставку в Музее космонавтики им. К. Э. Циолковского. Посмотреть видео с экскурсии (и даже послушать голос Кира Булычева) можно здесь:
Кроме того, там можно увидеть раскадровки, а еще – эскизы Константина Загорского, а это полноценные картины холст-масло-темпера. Художник кино Загорский специализировался на сказках («Волшебная лампа Аладдина», «Русалочка», «Аленький цветочек» и др.), поэтому и образы космоса у него получились такими волшебными.
В документальном фильме «Встретимся где-то…» (2019) Николая Викторова, сына режиссера, рассказывается, как снимали «Через тернии к звездам». Там можно увидеть художника Загорского и гримера Таисию Кунич, которая придумала ряд невероятных образов роботов разных полов.
3. Привет из Хельсинки
В сцене, где персонаж Льва Дурова отвечает на вопросы журналистов, виден эффектный стеклянный фасад, показаны здания, облицованные красным кирпичом. Но это не силуэты объектов Луиса Кана, а МИЭТ – комплекс Московского института электронной техники в Зеленограде, который только что открылся (1971 – год завершения строительства).
МИЭТ – яркий пример советского модернизма, архитекторы Феликс Новиков и Григорий Саевич, инженер-конструктор Юрий Ионов. Подробнее о Зеленограде и его архитектуре можно прочитать в книге Феликса Новикова «Зеленоград – город архитектора Покровского», но остановлюсь на популярном заблуждении.
В разных источниках безапелляционно заявляется о том, что якобы советские архитекторы спроектировали МИЭТ по образу и подобию Хельсинского технологического университета, построенного на два года раньше Алваром Аалто, хотя это совершенно не так. Вот что пишет об этом сам Новиков:
Суждение о сходстве МИЭТа и аалтовского университета содержалось в тексте старшего научного сотрудника НИИТИАГ, профессионального «историка» архитектуры. При этом сходство никак не было проиллюстрировано. Проектировались и строились эти объекты одновременно, но проекта великого коллеги я не видел. На самом деле, сходство только в том, что оба комплекса построены из красного кирпича. В Финляндии — из финского, в Зеленограде — из латвийского. В остальном ничего общего нет — ни в композиции, ни в деталях.
Наверное, однажды упомянув финский дизайн, будешь видеть его всегда и везде. С таким же успехом что-то финское можно увидеть в лицах роботов, а еще – в принтах: например, в сцене дня рождения на заднем плане виднеется штора, дизайн которой отдаленно может напомнить принты Marimekko – финской текстильной компании, которая прославилась яркими набивными рисунками.
А что увидели в «Отроках во Вселенной» вы? Пишите в комментариях, какие фильмы Ричарда Викторова вам нравятся больше всего? И какие космические фильмы вы бы рекомендовали посмотреть?
Ставьте лайки 👍 Делитесь с друзьями 👨👩 Подписывайтесь на канал 💡