Найти тему
История. Мифы. Гипотезы

Гребцы на галерах: бесправные рабы или античный «спецназ»

Ещё в произведениях Гомера встречаются описания судов, имевших 20, 50 и 118 вёсел. По всей видимости греческий поэт подразумевал биремы, на которых гребцы располагались двумя рядами.

Да и в египетских исторических хрониках говорится о том, что при двух Птолемеях - Втором и Четвёртом (285-246 и 222-203 годы до н.э.) якобы строились огромные корабли, рассчитанные на 4 тысячи гребцов. Иными словами, их численность могла бы быть равной численности населения целого античного города.

Исходные изображения взяты с  Mir-znaniy.com и disgustingmen.com.
Исходные изображения взяты с Mir-znaniy.com и disgustingmen.com.

Но если даже если такие суда и существовали (что вряд ли), то самым популярным типом кораблей в античную эпоху всё-таки была трирема. Её экипаж состоял из 12-16 матросов, 18-50 солдат и 150, а то и 170 гребцов. То есть, получалось, что гребцов на триремах было намного больше всех прочих членов команды и при желании они запросто могли устроить бунт на корабле или же просто «угнать» судно в то время, пока профессиональные воины будут заняты штурмом очередной цитадели. Но в том-то и дело, что бунты на корабле в эпоху античности, как известно, происходили крайне редко.

Можно было бы объяснить это тем, что флотоводцы той эпохи без всякой жалости относились к галерным «рабам» и так успевали их запугать за время плавания, что гребцы ни о каком бунте и помыслить не осмеливались. Но, скорее всего, дело было в том, что гребцы на галерах были не рабами, а... десантниками.

Их первыми доставляли к месту будущей битвы на более быстрых и мобильных военных судах, которые имели удлинённые пропорции и съёмные мачты. Военные античные корабли были гребными в то время как торговые - широкие и укороченные, на которых, обычно, и подвозили остальное войско, управлялись при помощи парусов.

Античным флотоводцам было выгодно, чтобы противники считали их гребцов бесправными рабами, которых никто не собирается допускать до участия в сражении. Ведь тогда, посчитав в качестве боевых единиц только «штатных» воинов, враги выставляли на поле боя меньше своих солдат.

А само неожиданное появление на поле сражения гребцов - сильных и крепких, да к тому же ещё и обученных навыкам рукопашного боя, приводило противника в замешательство. Теряясь, он начинал совершать одну ошибку за другой и в итоге нередко обращался в паническое бегство.

Но существуют ли исторические источники, подтверждающие участие «галерных рабов» в боевых операциях? Да, в частности, у Диодора Сицилийского встречается описание финикийского набега на Сицилию, в котором участвовали гребцы. Также имеются упоминания о том, что Юлий Цезарь напал на остров Фармакуссу, ставший прибежищем пиратов и разгромил морских разбойников. С ним было около 500 воинов, прибывших на 4 галерах. Но, скорее всего, в этой операции принимали участие ещё и гребцы. Поскольку сомнительно, чтобы такое множество отъявленных головорезов не могло справиться с 500 римскими солдатами.

Позднее появились и рассказы о тяжёлой жизни гребцов. Их, мол, и в кандалы заковывали, и подвергали телесным наказаниям, почти не кормили и даже могли совсем не давать им воду. Только вот можно ли верить этим историям?

Скорее всего, нет. По очень простой причине: в старину жестокое обращение с гребцами было невыгодным. Ведь никому же из моряков на современном военном судне и в голову не придёт мысль намеренно повредить двигатель. И точно так же в старину никто и не подумал бы «обижать» гребцов, которые, по сути, и были «двигателем» на боевой галере. Если бы с ними обращались плохо: заставляли голодать, испытывать жажду, били и заковывали в кандалы, они могли сильно ослабнуть, заболеть и даже погибнуть.

А во время военного похода найти замену выбывшему из строя гребцу было совсем непросто. Эта работа только на первый взгляд может показаться несложной, тогда как на самом деле она требует и опыта, и умения обращаться с тяжёлым веслом.

К тому же, плохое обращение с гребцами могло бы стать поводом для бунта на корабле, а это неизбежно поставило бы под угрозу срыва даже идеально спланированную боевую операцию.

Ну, и напоследок о том, как «плохо» питались «галерные рабы». Из-за неимоверных физических нагрузок во время работы и палящего солнца им требовалось питание с повышенной калорийностью и большое количество питьевой воды. Вот почему в античную эпоху гребцов кормили лучше, чем остальной экипаж да и на воде для них не экономили.

#военная история #интересные факты #античность #история флота #опровержение мифов