Найти тему

Как стать фриланс-автором в 2021

Задаем ориентир для новичков, придерживаясь которого, они найдут свою нишу в написании статей на удаленке и первых заказчиков.

В 2020 году пандемия подкосила все сферы бизнеса. Работодатели, в свою очередь, не стеснялись отправлять сотрудников в добровольно-принудительный «временный» отпуск без видимой даты окончания.

Многие стали рассматривать написание статей как альтернативный источник дохода, а биржи заполонили буквально тысячи свежих аккаунтов соискателей. Этому радовались все, кроме завсегдатаев, которым теперь приходилось мириться с еще большим потоком демпингующих авторов в каждом проекте. Но у обеих категорий есть общая цель — заработать как можно больше, не генерируя тысячи символов по низкой ставке.

В этой статье мы рассказываем с чего стоит начать, и какие подводные камни ожидают юных копирайтеров.

-2

Писать

Это звучит банально и слишком очевидно, но такова правда выбранного вами пути. Если не начать писать много, на разные тематики, перебирая их одну за другой, то как понять, какая из них понравится? Разумеется, если вы не приступаете к первой статье с уже имеющимся багажом знаний в конкретной отрасли и отточенным стилем изложения.

Первое время придется балансировать между графоманством, судорожным поиском вдохновения и достойных источников для текстов. Спустя какое-то время найдется не только ниша, в которой вам интересно искать заказчиков и выполнять задания, но и подниша.

К примеру, возьмем тему «здоровье». Возможно, у вас есть опыт в отрасли пластической хирургии, и вы готовы поделиться им с читателями, либо вам интересна тема полифазного сна и того, как люди достигают пика продуктивности при ненормированном режиме дня. Вариаций масса — нужно лишь желание попробовать себя во многих темах, не разочаровавшись в цене за услуги на первых порах.

-3

Биржи не панацея, но хороший старт

Профессиональные копирайтеры категорически против старта на биржах. Проблема заключается в том, что сквозь призму времени они забыли, как сами некогда начинали с этих же бирж. Не говоря об игнорировании ними просто космической разницы между биржами копирайтинга начального уровня, где средняя цена за тысячу символов колеблется в районе 10-30 рублей, и крупными площадками, на которых размещают заказы даже федеральные СМИ.

Готовьтесь с самого начала научиться отличать зерно истины от плевел субъективного мнения автора мастер-класса, вебинара или книги. Это также пригодится при выборе источников для статей. Не создавайте себе кумиров — потратьте лишние часы на формирование собственного стиля.

Когда вы напишете объем текстов, достаточный для начала работы на бирже, приступайте к созданию профиля и поиску первых заказов. Представьте себе, для этого не нужно в обязательном порядке размещать в профиле деловое фото в анфас с белоснежной улыбкой. Найдется мизерная часть заказчиков на рынке, которые обращают внимание не на качество текста, а на фото его автора. В основном — это работа, предполагающая активную коммуникацию с людьми и продажи чего-либо. Вы же собираетесь «общаться» с текстовыми редакторами и сервисами для проверки статей.

При отклике на вакансии будьте лаконичны в разговоре с заказчиками. Их не интересует то, сколько у вас детей, есть ли любящий муж, ревнивая жена и котов какой породы вы просто обожаете. Также не нужно упоминать, каким гениальным ребенком вы росли и во сколько лет выучили слово «копирайтер».

Все это не играет никакой роли при трудоустройстве. После первого же абзаца подобной автобиографии, заказчик отправится на поиски того, кто не растекается мыслью по древу, а сразу рассказывает о своем профессиональном опыте.

-4

Проверка текстов

Всегда есть куда расти. Это то, что стоит запомнить наизусть, когда дело касается любой профессиональной деятельности.

Не пренебрегайте сервисами для проверки орфографии и читаемости текста. Некоторые из них могут обратить внимание на те моменты, которых вы не замечаете в силу субъективных причин. Одним из таких примеров может быть использование канцеляризмов.

Это поможет сделать статью менее скучной для потенциального читателя и улучшит подачу материала автором.

Ценообразование

Большинство копирайтеров недооценивают свои работы, поэтому не стоит ориентироваться на среднюю стоимость за 1 000 знаков на биржах. Лучше проанализируйте свои тексты, сравнив их с топовыми авторами площадки и копирайтерами средней руки.

Никогда не стесняйтесь повышать свою ставку по мере улучшения навыков. Поверьте, скромность в этом случае губительна, а демпинг создает больше проблем, чем возможностей.

Портфолио

Краеугольным камнем вашей личности, как исполнителя, должно стать портфолио. Когда сумеете определиться с вектором развития, любимыми тематиками и напишете пару десятков (а лучше сотен) текстов — можно смело начинать заполнять его.

Особое внимание стоит уделить пунктуации и представить лучшие из имеющихся работ. Конечно, в случае с расставлением знаков можно заказать услуги корректора, подготовив круглую сумму, если хотите, чтобы он проверял вас на предмет ошибок в каждом из будущих текстов.

Лучший вариант оформления портфолио — отдельный доменный сайт, либо бесплатный, созданный в одном из онлайн-конструкторов. Во многих из них есть шаблоны портфолио фотографов, копирайтеров, дизайнеров и других «удаленщиков».

Если с сайтостроением туго, то альтернативный вариант — портфолио, собранное в личном профиле на одной из бирж, либо в виде файла Google Docs с прикрепленными в нем гиперссылками на статьи. Сервис позволяет открыть доступ по ссылке каждому, кто ее видит. Следовательно, можно скидывать ее в качестве примеров работ тем, с кем вы хотите сотрудничать.

-5

Дополнительные источники знаний

а) Онлайн-обучение

В условиях коронакризиса произошел бум интенсивных курсов обучения и онлайн-университетов. Многие из них, к сожалению, лишь компилируют устаревшие данные. Но есть и отличные примеры материалов без воды с применением полученных знаний в практических заданиях и подготовкой тестового портфолио по окончанию обучения.

б) Социальные сети

Присоединитесь к одному из чатов профессиональных копирайтеров в популярных соцсетях или мессенджерах. Иногда там можно найти комментарии людей, которые с удовольствием делятся источниками своего вдохновения и полезной информацией.

в) Видеоролики

Никто не отменял видеокурсы. YouTube переполнен интересными роликами на тему удаленной работы. Разумеется, воды в нем тоже достаточно. Сделайте упор на серии обучающих видео. Например, тому, как оформить собственное портфолио с помощью конструктора сайтов, либо на бирже.

г) Книги

Изучите книги зарубежных авторов по копирайтингу и журналистике. С одной стороны, наши писатели рассказывают о наших реалиях и ситуации на рынке, с другой — наш рынок черпает западные тренды, еще и с некоторой задержкой.

Напоследок

  • Еще несколько напутствий новичкам:
  • постарайтесь сделать упор в поиск постоянных клиентов, поскольку эти заказчики самые ценные для фрилансеров;
  • найдите качественные статьи/книги по деловой переписке и тренируйтесь общаться с работодателями;
  • не расстраивайтесь, если вам отказали в сотрудничестве — потратьте время продуктивно — на поиск другого проекта, а не на самокопание;
  • создайте удобный рабочий график, чтобы домашние дела не мешали концентрации;
  • выгорание — не новость для работника любой сферы — боритесь с ним.

Помните:

«Графоман пишет по внутренней необходимости, настоящий художник — ради денег»

— Янина Ипохорская