Найти тему
Sunny Blues

Брайан Рэй. Гитарист Пола Маккартни

Оглавление

Вокал в музыке появился, видимо, раньше самой музыки.

Электрогитара появилась раньше того, как слово «рок» зачем-то вдруг присоединили к слову музыка, однако она стала синонимом этого нового жанра. И вот теперь, когда термин рок-музыка ассоциируется в первую очередь именно с электрогитарой, далеко не все гитаристы удостоены лавров наравне с людьми, сжимающими в ладонях микрофонную стойку.

Да, да, конечно... Ричи Блэкмор, Джимми Пейдж, Ангус Янг, Слэш.... Продолжите список дальше.

И тем не менее, далеко не все знают, например, Берни Марсдена, хотя 50 процентов акций в успехе раннего Whitesnake принадлежат этому скромному улыбчивому гитарреро.

Скотти Мур. Большая часть гитарных соло в хитах Элвиса Пресли сыграны им.

А все ли из читающих сейчас эти строки сходу назовут имя хотя бы одного гитариста Иэна Гиллана? Или имя того, кто заменил гитариста Вива Кэмпбелла в составе группы Dio?

Но человеку, о котором дальше пойдёт речь, было сложнее всех. Ибо нынешний состав группы Пола Маккартни формировался тогда, когда сэр Пол был не просто звездой, а звездой первой величины.

Знакомимся: Брайан Рэй - гитарист Пола Маккартни, музыкальный директор культовой блюзвумен Этты Джеймс, автор песен для Смоки Робинсона, сольный исполнитель, продюсер и еще многое другое.

Брайан Рэй
Брайан Рэй

Итак, с 2002 года он стал неотъемлемой составляющей группы Пола Маккартни. Он берет в руки гитару или бас-гитару - в зависимости от того, что требуется в данной ситуации, но в карьере Брайана Рэя есть не только путешествия по миру с исполнением великих песен для огромной аудитории.

Произошедшая еще в начале 1970-х годов встреча с Эттой Джеймс затянулась на 14 лет. Он стал гитаристом и музыкальным директором этой иконы ритм-энд-блюза.

80-е, музыкальный директор Этты Джеймс
80-е, музыкальный директор Этты Джеймс

Рэй также участвовал в совместных проектах с такими известными людьми, как Джонни Холлидей и Смоки Робинсон, многократно выходя с ними на сцену и помогая в написании песен и продюсировании.

Он выпустил два сольных альбома со своей группой The Bayonets.

В коллекции гитар Брайана есть Les Paul Standard 1959 года и Goldtop 1957 года. По его словам, он настолько «жестко на них ездил, что убирал их в кейсы мокрыми» после каждого шоу с Эттой Джеймс.

Добавим абсолютно невероятный Blackguard Tele 1953 года, и этим еще не исчерпывается арсенал редких инструментов Брайана.

Почти ровно два года назад произошло очень волнительное событие в жизни гитариста: фирма Gibson представила на выставке NAMM Show в Анахайме Custom Shop SG Junior, и именно тогда он купил эту гитару, которую сейчас считает лучшей в своей коллекции.

Custom Shop SG Junior
Custom Shop SG Junior

Гитара оснащена невообразимым бриджем Ebony Block Vibrola, сказать про него - архаичный для 21 века, - значит ничего не сказать.

 Ebony Block Vibrola
Ebony Block Vibrola

В противоположность этому - умная схема шумоподавления, включаемая простым нажатием (push) на ручку регулятора тона.

Этот SG Junior 1962 года окрашен в цвет санберст, ультра-редкий окрас для этой модели, а Брайан считает, что это единственный такой инструмент.

Он купил гитару в конце 2018 года, когда она появилась в инстаграм-ленте британского дилера ATB Guitars. '62 обладает мощным акустическим голосом. «Это просто потрясающая гитара», - усмехается Брайан. «Ошеломляюще. В акустическом варианте звучит потрясающе».

Джоэл Вилкенс из JW Guitar Restoration очистил гитару от заметного слоя, образовавшегося в её предыдущей жизни в задымленной среде и теперь она выглядит по иному, чем пару лет назад в Британии. Брайан провёл несколько поисков в интернете и сейчас не сомневается в оригинальности санберст окраски, он нашёл аналогичное фото в архивах Melody Maker той же эпохи.

«Все пайки - фабричные», - утверждает он. «Люди говорят:« О, это переделано», но зачем вообще переделывать гитару студенческой модели, сохранившуюся в её первозданном виде? Зачем это надо? И как достать электронику, чтобы переделать ее, не распаивая? Думаю, это всё просто не имеет смысла».

Сингл-клуб

Помимо уникальной гитары Sunburst, у Брайана в наличии замечательный '65 SG Junior цвета Pelham Blue и '58 TV Junior, с которым он появлялся в американском телешоу Happy Days. В гитарах с одним сингловым звукоснимателем явно есть что-то, что ему очень нравится.

«Это очень классный  Pelham Junior, действительно великолепный», - объясняет Брайан.
«Это очень классный Pelham Junior, действительно великолепный», - объясняет Брайан.

«A гриф '65? Очень чанкающий звук, чертовски громкий. Маленькая сердитая штучка, вот что такое эта гитара! Мне она напоминает Pontiac GTO, похожа?»

Pontiac GTO
Pontiac GTO

«Обратите внимание, гриф зеленее чем корпус, он окислился от рук. Очень смешно! Но вообще, это очень милая гитарка».

«Для меня не существует лучшего, более простого дизайна электрогитары, чем гитара с одним звукоснимателем у бриджа», - рассказывает Брайан. «Gibson без переднего звукоснимателя - и у вас гораздо более плотный контакт грифа с корпусом, потому что нет выборки в дереве корпуса. Это дает резонанс через гриф, от грифа до корпуса, гораздо больше сустейна, и вообще - звук огромный не смотря на то, что гитара из «студенческой» серии».

Гриф
Гриф

Есть ещё проблема - как мы все знаем, звук электрогитары создает магнитный звукосниматель. Если у вас есть передний звукосниматель, а иногда ещё и звукосниматель в середине, плюс звукосниматель в задней позиции у бриджа, то у вас есть три магнита, каждый из которых воздействует на струны, пытающиеся вибрировать в таких сложных условиях. Нет, нет, для меня во многих случаях точно лучше иметь всего один звукосниматель».

«Один звукосниматель - один магнит, и струнам легче жить!!»

«Я играл на многих TV Junior и TV Special, и Les Paul Special, и я ни разу не встречал плохой Junior. Но я играл на многих Les Paul Special с двумя звукоснимателями и с не лучшим звуком. Конечно, с годами они изменили конструкцию, поняв, что передний пикап стоит слишком близко к грифу. Они отодвинули звукосниматель подальше от края грифа, и это несколько улучшило ситуацию».

Брайан энд Ко
Брайан энд Ко

И тут дело не только в физике. Брайан считает, что можно получить необычайно широкий диапазон звуков от гитары с одним звукоснимателем, просто меняя атаку и положение правой руки относительно звукоснимателя и чередуя медиатор и пальцы: «Вы легко можете играть с большой динамикой, вам совершенно не нужно постоянно жёстко рубить правой рукой. Все великие блюзовые исполнители скажут вам это. Динамика правой и левой руки - вот ключ к эмоциональному выступлению».

Коллекционер

Любовь Брайана к гитарам и их коллекционированию началась очень рано, и когда дело дошло до гитарных магазинов, он попался, так как в Южной Калифорнии выбор инструментов конца 1960-х годов просто огромен. «Я думаю, что всё началось, когда я впервые почувствовал гитару не просто как инструмент, а как произведение искусства», - вспоминает он. «Мне было 12 лет, и я почти что жил в музыкальных магазинах».

 «Я думаю, это 71 год», - рассказывает Брайан об этом суперредком Lilac Lavender Telecaster. «Иногда для  ярмарок или выставок NAMM они делали одноразовые цвета. А я очень люблю странные и редкие вещи… Чем эксклюзивнее, тем лучше!»
«Я думаю, это 71 год», - рассказывает Брайан об этом суперредком Lilac Lavender Telecaster. «Иногда для ярмарок или выставок NAMM они делали одноразовые цвета. А я очень люблю странные и редкие вещи… Чем эксклюзивнее, тем лучше!»

«Я просыпался в 10 утра, ходил за картошкой фри и кока-колой, а потом совершал экскурсию по всем гитарным магазинам в Санта-Монике. Это были Bay Music, Cunningham Music, и в конце концов я оказался в большом Ace Music на бульваре Санта-Моника и провел там большую часть дня, просто глядя на эти гитары и восхищаясь ими. Они были развешаны там до потолка!»

«Мне было 12, так что все гитаристы в магазине были старше! Они приходили туда и играли на этих великолепных гитарах. В магазине была отличная коллекция старинных, редких гитар и новых гитар, всё было битком набито ими. Я был в восторге. Так что страсть к коллекционированию появилась у меня одновременно с обучением игре на гитаре».

‘71 Fender Telecaster
‘71 Fender Telecaster

«Моей первой винтажной гитарой стал Fender Telecaster начала 60-х, а вскоре после этого я приобрел Goldtop Les Paul 1968 года. Потом я продал его и купил Goldtop Les Paul 1957 года, возможно, вы видели, как я играл на нем с Эттой Джеймс и Полом Маккартни. Я начал собирать гитары, как только начал играть».

Бас-гитарист

В 2002 году его друг-барабанщик Эйб Лабориэль-младший упомянул, что Пол Маккартни ищет гитариста, который мог бы играть и на бас-гитаре на его живых шоу. Рэй, в конечном итоге, получил это место после скромного прослушивания перед 80 000 человек на Super Bowl.

Брайан купил эту бас-гитару Höfner Club 1964 года около десяти лет назад у  Оливера Либера. «Супер», - говорит он. «Она весит самое большее около четырех фунтов!»
Брайан купил эту бас-гитару Höfner Club 1964 года около десяти лет назад у Оливера Либера. «Супер», - говорит он. «Она весит самое большее около четырех фунтов!»

На вопрос, насколько легко переключаться с баса на гитару и обратно во время живого выступления, Брайан сказал, что «сначала это было определенно странно».

«Но я гитарист, который иногда играет на басу в группе Пола Маккартни, а не басист, который иногда играет на гитаре. Я играл на соло-гитаре и руководил группами Этты Джеймс и Риты Кулидж, и другими, с кем я работал как гитарист».

Рита Кулидж и Брайан Рэй
Рита Кулидж и Брайан Рэй

«Теперь же, с тех пор, как Пол предоставил мне эту удивительную возможность сыграть его замечательные, красочные басовые партии вживую на сцене - а иногда и на записи - меня начали приглашать и в качестве басиста на различные записи в студиях. Так что я очень, очень благодарен за это».

‘64 Höfner Club Bass
‘64 Höfner Club Bass

«Это своего рода переходный период. Когда я только начинал, для меня в этом был гораздо более разительный контраст. Теперь же это просто часть того, что я делаю каждый вечер. Я играю на бас-гитаре, она чуть ниже висит на ремне, у нее толще струны, их всего четыре, я выполняю другую роль, играя в группе и поддерживая ее».

Итак, каждый вечер он исполняет песни, которые прочно вплетены в ткань общественного сознания, но все же есть немного места для маневров: «По большей части, Пол очень щедрый и довольно либеральный со всеми нами в том, что касается исполнения своих ролей. Тем не менее, мы все подходим с большим почтением, уважением и любовью к работе над теми вещами, на которых я и все остальные выросли на этой Земле. Это у нас в крови, но самое забавное, что все эти идеи могли родиться только один раз, именно в тот момент, когда они записывали песню, которую потом каждый из нас слышал миллион раз».

Брайан
Брайан

«Итак, хотя все эти мелодии, интонации, изюминки являются неотъемлемой частью этих песен и бесценны для слушателя, они ведь были сыграны реальными людьми, и именно в те моменты, когда Пол и остальные их записывали. Так что он дает нам много свободы, но если мы заходим слишком далеко, он скажет: «Брайан, ты мог бы снова послушать пластинку, я не уверен, что это точно так» или что-то в этом роде, а я такой: «О!» (смеется). Я иду, надеваю наушники, слушаю, возвращаюсь и делаю так, как он это записал. Но это случалось так редко. Буквально три раза с тех пор, как я был в группе, он сказал: «Я не уверен, что так».

2010
2010

«В конце концов, мы думаем, что просто стоять на сцене и воспроизводить одни из самых любимых всеми гитарных и басовых партий в истории поп-музыки доставляет нам огромное удовольствие».

«И не надо хотеть добавлять что-нибудь, иначе ты станешь той женщиной, которая думала, что сможет улучшить фреску в часовне, немного ее модернизировав».

Совсем недавно дома у Брайана появилась бас-гитара Höfner 1964 года, скорее всего, это модель Club, а не 500/1 - как у Пола.

«Я хотел бас Höfner для записи», - объясняет он. «Это ценный инструмент, так же как и недавно купленный мной пятиструнный бас - ценный инструмент. Но я никогда не буду так часто играть на пятиструнной бас-гитаре, я просто хочу, чтобы она была, если кто-то скажет: «Эй, мне нужна нижняя нота си». Это просто вопрос наличия инструментов в вашей коллекции, чтобы быть полезным для людей, которые просят вас прийти поиграть или нанимают вас, чтобы вы сыграли на их пластинках».

В январе 2021-го Брайан записал сингл с греческой гитаристкой Орианти.

Он с того же поля, что и Blaze of Glory Джона Бон Джови. Возможно, это связано с тем, что Орианти несколько последних лет играла с Ричи Самбора, многолетним компаньоном Джона?

Подписаться!

Читать также: