Советские танки 1920-1930 гг. и советский художественный авангард. Художница Е.С. Зернова и её танки БТ.
Объединение художников-станковистов, возникшее в середине 1920-х годов, ставило целью воспевать достижения Советского государства. В любой области. В науке, промышленности, спорте, военном искусстве… Творчество одной из участниц этого объединения, Е.С. Зерновой, связанное как раз с военными аспектами – с танками – мы и рассматриваем уже на протяжении нескольких частей. Сравнивая его с реальными танками, сохранившимися до наших времён.
Очень уж нравились танки Зерновой на рубеже конца двадцатых – начала тридцатых годов. Так нравились, что она специально выезжала «на натуру» в расквартированные под Москвой танковые части. И потом, даже спустя много лет, изображала именно то, что видела когда-то лично.
С рассмотрением танков МС-1 (Т-18) и танков БТ Е.С. Зерновой в их чисто армейской ипостаси мы закончили, можно переходить к отвлечённым «жанровым сценам».
Итак, в художественном наследии Зерновой имеется ещё один БТ. Хоть и на втором плане. «Колхозники приветствуют танкистов на маневрах».
Не смотря на то, что картина 1937 года, на ней присутствует не актуальный БТ-7, а всё тот же старый добрый БТ-2. В крайнем случае БТ-5. Танк подан достаточно условно, точно не понять.
Глядя на колхозников с картины, радующихся танкистам с их лязгающими и чадящими железяками, как не вспомнить других колхозников, из фильма «Утомлённые солнцем». Время действия приблизительно одно и то же. Танки, в меру способностей и возможностей, изображены одни и те же. А вот реакция изображённых колхозников – разная. Можно сказать, диаметрально противоположная.
Вообще, к тому, изображённому, времени, танки БТ доэволюционировали до БТ-7. И именно их надо было бы изображать, что на картине, что в фильме. Но получилось то, что получилось.
А что касается настоящих БТ-7, то до нынешних времён их сохранилось не больше, чем иных, более ранних, БТ.
БТ-7, что стоит на открытой площадке ЦМВС, был выпущен в период 1935-1937 гг., серийный номер 213-48. Участвовал в Советско-Финляндской войне в составе 13 лёгкой танковой бригады, после попал на ремонт на Ленинградские бронетанковые курсы усовершенствования командного состава. Прежде чем окончательно осесть в музее, успел побывать киноактёром и эпизодически мелькнуть в фильме «Живые и мёртвые». В музее в этот танк забабахали послевоенный танковый дизель В-54, выкинув всё родное, но до ходового состояния так и не довели.
Но этот БТ-7 сохраняет благопристойный вид хотя бы снаружи. Есть ещё один БТ-7, к которому судьба оказалась менее благосклонной.
Этот БТ-7 выпущен в 1937-1939 гг. Участвовал в боях у реки Халхин-Гол и был там подбит. Потом, худо-бедно восстановленный, стоял памятником в монгольском городе Чойр (там до 1992 года были расквартированы советские войска). А после был вывезен в Кубинку, где валялся в запаснике в довольно непотребном и раздолбанном виде. После этот танк ещё раз подлатали (и тоже «худо-бедно»), и передали в экспозицию на Поклонную гору. Хорошо видно, что катки и гусеницы у него от Т-34-85.
С танками БТ художницы Екатерины Зерновой мы заканчиваем, но не заканчиваем с её танками вообще. Осталось ещё кое-что, не менее любопытное, на что мы поглядим в следующий раз.
(За уточнённые сведения по сохранившимся танкам спасибо tankist _31)