Северная Корея - одна из самых закрытых стран в мире и всё, что большинство людей слышали о ней сводится к одному негативу: нищета, голод, тирания, пытки, расстрелы, отправка на каторжные работы даже за поражение в матче чемпионата мира по футболу… Весь футбольный мир (да, наверное, и не только футбольный) потрясли новости, что после того, как сборная КНДР не смогла выйти из своей группы на ЧМ-2010 (где противостояла бразильцам и португальцам) многих игроков посадили в тюрьмы, а тренеров отправили на долгие годы в шахты на каторгу. Впоследствии, выяснилось, что было далеко не так всё страшно, как рассказывали и писали (почти все продолжили играть и тренировать как и раньше), и всё же удивляет – как в стране с таким жёстким контролем за всеми аспектами жизни и психологического давления на спортсменов относительно завоевания ими наград, люди продолжают заниматься спортом, выступать за сборную…
Футбол в стране соперничает по популярности с восточными единоборствами и тяжелой атлетикой, а национальная сборная бьётся за попадание на ЧМ-2022 в группе с Туркменией, Южной Кореей, Ливаном и Шри-Ланкой, где имеет не плохие шансы на продолжение борьбы и выход в следующий этап отборочной компании. При этом в сборной есть не только футболисты, выступающие на родине, но и легионеры, что весьма удивительно, зная как власти страны относятся к тому, что еë граждане покидают пределы государства. Вот сегодня мы и хотим посмотреть, где играю северокорейские футболисты, которым удалось получить разрешение и покинуть КНДР для продолжения карьеры? Таких единицы, но они есть…
ХАН КВАН СОН – «Аль-Духаиль» (Катар) – трансферная стоимость: 2,2 млн. евро
В свои 22 года является самым дорогим игроком КНДР и главным талантом. Эксперты выделяют в действиях нападающего – дриблинг, технику и отличное видение поля, а сам футболист, несмотря на молодость, уже знатно попутешествовал по заграничным командам.
Начинал на родине, но в 15 лет был замечен на одном из турниров и приглашен в футбольную академию, которая базировалась в Испании. Неизвестно как, но Хану удалось получить разрешение на выезд за границу и с того момента он играет за рубежом. В 17 лет его за 300 тысяч евро приобрёл «Кальяри», где Хан и начал профессиональную карьеру. Затем были успешные аренды в «Перуджу», а так же в «Ювентус», где кореец провёл время в молодежном составе и в итоге убедил боссов туринского клуба выкупить свой трансфер за 3 млн. евро.
Вот только в главной команде «Юве» Хан так и не сыграл - спустя неделю после покупки туринцы перепродали его в катарский «Аль-Духаиль» (при том уже за 7 млн. евро), цвета которого он и защищает почти полтора года.
Руководство Северной Кореи запрещает игроку давать интервью, а СМИ утверждают, что почти вся зарплата футболиста переводится на счета руководства КНДР. Международные организации пытаются запретить Хану выступать за пределами своей страны, считая, что его зарубежная карьера противоречит санкциям, наложенным на КНДР и её граждан.
ПАК КВАН РЁН – без клуба – трансферная стоимость: 450 тысяч евро
Сейчас нападающему 28 лет, но около полугода он остаётся без клуба, после того как был отзаявлен из австрийского «Санкт-Пёльтена», выступающего в местной Бундеслиге. Новый клуб себе ещё не нашёл, так как всё никак не может восстановиться после травмы локтя.
Пак перебрался в Европу ещё в 18 лет и первым его клубом стала команда из второй по силе лиге Швейцарии («Виль 1900»). Вместе с игроком в Швейцарию прибыла целая делегация официальных лиц из КНДР, которые сопровождали футболиста везде за пределами стадионов и тренировочных баз. Игрок так же не общался с прессой и вёл крайне замкнутый образ жизни. Ему была предложена весьма комфортабельная квартира, от которой сопровождающие игрока лица отказались и футболист поселился в крайне скромных апартаментах. А всё для того, чтобы молодой талант не поддался соблазнам Западного мира.
Может такой распорядок жизни и помог Паку прогрессировать и уже через 2 года кореец перебрался в «Базель», где быстро стал привлекаться к играм за основной состав и в первый же свой сезон выиграл и чемпионат, и кубок страны, а так же стал первым северокорейцем, который дебютировал в Лиге чемпионов, при том сразу против «Манчестер Юнайтед»! В дальнейшем нападающий всё-таки проиграл конкуренцию за место в основе и катался по арендам, «свободным агентом» уходил в «Лозанну», а оттуда и в «Санкт-Пёльтен»… Всего в Европе Пак сыграл более 200 матчей, а за сборную забил 14 голов в 41 матче.
АН БЁН ЧЖУН – «Пусан Ай Парк» (Северная Корея) – трансферная стоимость: 700 тысяч евро
Учитывая напряженные отношения между Северной и Южной Кореей удивительно, что представитель КНДР выступает в чемпионате южного соседа. Мало того – Чжун родился в Японии, но в то время как многие хотят бежать из КНДР, он наоборот принял решение выступать за еë национальную сборную. Возможно, такой патриотизм позволяет ему весьма комфортно проживать за пределами КНДР, без такого жёсткого присмотра как за другими.
Чжун никогда не играл в чемпионате КНДР, а выступал в Японии, а с 2019 году – в Южной Корее. Клубная карьера складывается на порядок успешней, чем в сборной. В национальную команду нападающий не вызывается с 2017 года (что не удивительно, учитывая что за 11 матчей он не забил ни разу), зато на клубном уровне он становился даже лучшим бомбардиром в чемпионате Кореи. Правда в его второй лиге…
Всего же в различных японских лигах играет порядка 15 северокорейцев. За ними так же бдительно присматривают, но главным образом северокорейцы представляют клубы низших и даже полупрофессиональных лиг. Самый яркий представитель – ЧОН ТЭ СЕ, которому уже 37 лет и за свою карьеру он и в Германии за «Бохум» поиграл, выступал в чемпионате Южной Кореи, а теперь и в Японии.
Тэ Се известен тем, что забил единственный гол своей сборной на ЧМ-2010. Как видим на шахтах и в застенках тюрем его не сгнобили, несмотря на новости о всеобщих репрессиях относительно игроков.
В России в своё время так же выступали представители Северной Кореи – ЦОЙ МИН ХО («Крылья Советов») и ХОН ЁН ЧО («Ростов»), которые так же жили в весьма скромных условиях в однокомнатных квартирах со своими «опекунами». В своё время журналистам удалось разговорить такого «представителя» игрока и расспросить его о быте футболиста. Из этого интервью стало известно, что из квартиры были убраны телефоны и телевизор (чтобы не отвлекать игрока от тренировок и не развращать его сознание западными мировозрениями), а так же холодильник (о котором было сказано – толи в шутку, толи в серьёз – что его решено было убрать, чтобы футболисты в условиях жаркого лета, открыв его не простудились!).
Вот и стремись после этого играть заграницей будучи футболистом Северной Кореи…