Найти тему

Мог ли Миямото Мусаси стать основателем каратэ?

Окинава, окинавские стили каратэ…За этим традиционным, историческим подходом к каратэ потерялась средневековая Япония. Действительно, в Японии развивались такие направления рукопашного боя как джиу-джитсу: особые комбинации ударов и борцовских техник. А еще в Японии были школы фехтования на мечах и копьях, которые имели рукопашную составляющую, типа дайто-рю.

И вот здесь важный момент – я не историк, меня хронология и точность исторических фактов не интересует, для этого есть масса экспертов и специалистов, которые за меня расскажут, что там и как было на самом деле. Меня интересует не это…

А что меня интересует? А меня интересует не столько боевое искусство и конкретный стиль, сколько военная наука и методы победы в бою. Любая драка, любой бой – это война со всеми вытекающими последствиями, это стратегия и тактика в первую очередь, а не размахивание кулаками.

И в среднике века жил в Японии такой фехтовальщик по и имени Миямото Мусаси: «Когда в конце века Японию захлестнули войны, итогом которых в 1603 году стало объединение страны под властью сёгуна Иэясу, Мусаси был воинственным подростком и круглым сиротой. Трудно сказать, кому пришло в голову вдохновить этого тринадцатилетнего мальчика из самурайской семьи на поединок с известным воином по имени Арима Кихэй, самураем школы боевых искусств Синто-рю, который изучал искусства меча и копья. Предание гласит, что мальчик свалил бывалого воина на землю и, когда тот пытался подняться, наносил ему удары палкой по голове. В конце концов у Кихэя горлом пошла кровь, и он скончался».

«Мунисай, отец Мусаси, был частым гостем при дворе Асикага, и в разное время его вызывали на дуэль три представителя семейства Ёсиока, одного из которых ему не удалось победить. Мусаси избрал объектом своей кровной мести Ёсиока Сэйдзиро, главу семейства. Поединок должен был проходить на болоте за городом. Сэйдзиро был вооружен настоящим мечом, тогда как Мусаси остановил свой выбор на деревянном. В первой же стремительной атаке Мусаси удалось уложить противника на землю, после чего он жестоко избил его. Слуги унесли своего господина домой, завернутым в покрывало.

Самая известная дуэль с участием Мусаси состоялась в 1612 году, когда он находился в городе Огура в провинции Бундзэн. Его противником был Сасаки Кодзиро, молодой воин, создавший сильную фехтовальную технику цу-бамэ-гаэси («ласточкин заслон»), моделью для которой послужило движение хвоста ласточки в полете. Кодзиро был слугой господина провинции Хосокава Тадаоки (этот примерный самурай своего времени послужил прототипом вероломного Бунтаро в романе Джеймса Клавелла «Сёгун»). Местом поединка должен был стать небольшой остров, находящийся в нескольких милях от Огура.

Накануне поединка Мусаси покинул свое временное жилище и переехал в дом Кабаяси Таро Дзаэмона. По городу распространились слухи, что Мусаси боится утонченной техники Кодзиро и собирается бежать из города. На следующий день в восемь часов Мусаси спал так крепко, что хозяин дома не мог его разбудить, пока не пришли официальные представители от господ, собравшихся на острове. Тогда Мусаси встал, выпил воду, которую ему принесли, чтобы он умылся, отправился прямо на берег и сел в лодку. Сато Окинага, работая веслами, направил лодку в сторону острова. Тем временем Мусаси, подвязав рукава кимоно бумажными веревочками, принялся вырезать деревянный меч из запасного весла, которое было в лодке. Закончив вырезать меч, он улегся на дне лодки, чтобы отдохнуть.

Когда лодка приблизилась к берегу, Кодзиро и почтенные господа, собравшиеся, чтобы наблюдать поединок, были удивлены тем, что они увидели. Непричесанный, с полотенцем, повязанным вокруг головы, и длинным веслом в руках, Мусаси спрыгнул в воду и бросился к. месту поединка. Кодзиро обнажил свой длинный меч, изготовленный прославленным мастером Нагамицу, и отбросил в сторону ножны. «Ты прав, ножны тебе больше не понадобятся!» — выкрикнул Мусаси, налетая на противника со своим веслом. Кодзиро вынужден был нанести удар первым, но Мусаси одним движением отразил меч и ударил его по голове. Падая, Кодзиро напоролся на собственный меч и скончался»..

Суть в сем? В том, что Мусаси повел себя как настояний самурай. По прошествии лет и побед он не стал создавать какую-то школу, какой-то стиль. Он сказал честно – стиль и школа значения не имеют. Все его победы – благодаря не школе, а благодаря Стратегии.

В определенной степени Мусаси обнулив все школы фехтования. Самое смешное, что это правильно – бросающийся в атаку противник, лишенный страха и сомнений, владеющий оптимальной техникой, нивелирует любую школу или стиль.

О духе и духовности в каратэ говорят все, кому не лень. Но у Миямото Мусаси эти принципы материализуются… И если Стратегию длинного меча Миямото Мусаси наложить на каратэ, то мы получим….

(А вот это уже отдельный вопрос, отдельная тема…)