Найти в Дзене
Сатира с бородой

Как четыре дамочки снимали квартиру в Москве. Фельетон, которому почти 120 лет

Журнал «Сатирикон» один из ярчайших представителей сатирических и юмористических журналов начала 20 века. Люди, принимавшие участие в его создании, хорошо известны нам сейчас. Талантливые писатели и юмористы, знаменитые художники и карикатуристы – редактор журнала Аркадий Аверченко, литераторы Тэффи и Саша Черный, В. Маяковский, художники Иван Билибин, Лев Бакст, Борис Кустодиев, карикатурист Н. Ремизов (псевдоним Ре-Ми) – все они способствовали бешеной популярности и долголетию журнала. Журнал издавался в период с 1908 по 1914 гг. Сегодня я выбрала для вас рассказ Леонида Андреева. Андреев восторженно встретил Первую русскую революцию 1905 года и даже укрывал у себя дома лиц, разыскиваемых полицией. Но уже к 1908 году он разочаровался в революции. В журнале «Сатирикон» за октябрь 1908 г. был опубликован юмористический, но без всякой политической подоплеки рассказик-фельетон про дамочек, приехавших в Москву с целью взять в аренду квартиру. Что из этого получилось, и какие приключения

Журнал «Сатирикон» один из ярчайших представителей сатирических и юмористических журналов начала 20 века. Люди, принимавшие участие в его создании, хорошо известны нам сейчас. Талантливые писатели и юмористы, знаменитые художники и карикатуристы – редактор журнала Аркадий Аверченко, литераторы Тэффи и Саша Черный, В. Маяковский, художники Иван Билибин, Лев Бакст, Борис Кустодиев, карикатурист Н. Ремизов (псевдоним Ре-Ми) – все они способствовали бешеной популярности и долголетию журнала. Журнал издавался в период с 1908 по 1914 гг.

Сегодня я выбрала для вас рассказ Леонида Андреева. Андреев восторженно встретил Первую русскую революцию 1905 года и даже укрывал у себя дома лиц, разыскиваемых полицией. Но уже к 1908 году он разочаровался в революции. В журнале «Сатирикон» за октябрь 1908 г. был опубликован юмористический, но без всякой политической подоплеки рассказик-фельетон про дамочек, приехавших в Москву с целью взять в аренду квартиру. Что из этого получилось, и какие приключения ожидали четырех провинциалок, читайте ниже.

Слабый пол.

Рассказ Леонида Андреева с рисунками А. А. Радакова

Четыре дамы поехали в Москву искать себе квартиры. Первая дама была полная и горячая и выехала из Мазилова. Вторая дама была худая и раздражительная и выехала из Царицына. Третья дама телосложения была среднего, но характера вспыльчивого, и выехала она из Обираловки. Четвертая дама была теща, выехала откуда-то из дремучего лесу, дорогой поругалась с кондуктором и обещала телеграфировать об этом министру, но обещания не исполнила.

Четыре дамы поехали в Москву искать себе квартиры.
Четыре дамы поехали в Москву искать себе квартиры.

Все четыре дамы знали из газет, что квартиры нынче дешевы и, выезжая, были спокойны и даже веселы, но дорогой впали в сомнение, выйдя же с вокзалов – две с московско-нижегородского, третья с брестского, четвертая с неизвестного, - решили, что квартир нет совсем, так как все прилегающие к вокзалам дома заняты. Обнаружив поспешность, соответствующую критическому положению дел, все четыре дамы забыли о своем намерении взять квартиру в центре и начали осмотр с окраин. Когда затем все дамы собрались у Ильинских ворот и стали садиться в одну конку, то были измучены и склонны к обнаружению дурнейших свойств своего характера. Мазиловская дама потеряла обратный билет, пятьдесят копеек денег, а, может быть, и двадцать пять рублей. Она точно не знала, захватила она их с собой, или нет, а потому и не могла решить, потеряла она их или нет. Минутами она думала, что потеряла, минутами, что не теряла. Хотя скорей потеряла, чем не теряла. Но, может быть, и не теряла. Дама из леса купила груш-безсемянок, но когда стала есть, они оказались кислыми яблоками, и это в значительной степени испортило ей настроение. Остальные две дамы, выйдя из одного вокзала, одновременно входили в одни и те же квартиры и так возненавидели друг друга, что не успели ничего ни купить, ни потерять. Приняв в расчет одинаковую эксцентричность причесок и выражения лиц, все четыре дамы догадались о занятии друг друга и старались смотреть в сторону, когда же случайно встречались взглядами, то улыбались. Дама из лесу, впрочем, не улыбалась, так как не умела. Раньше она умела, но разучилась с тех пор, как выдала дочь замуж за негодяя.

Первой вышла из конки именно она. Мазиловская дама сообразила, что, вероятно, она знает хорошую квартиру и последовала за ней. Руководимые той же догадкой, остальные две дамы последовали за первыми двумя дамами и так как прыгали одновременно с одной ступеньки и обе не в ту сторону, в какую рекомендовал кондуктор, а в ту, где остались первые дамы, то обе упали.

Только ночь разлучила четырех дам, так как знакомые, к которых каждая из них решила ночевать, жили в разных концах. К этому времени мазиловская дама потеряла еще пятьдесят копеек и носовой платок; и все четверо сильно повредили костюмы, так как в самую узкую дверь старались входить одновременно и застревали.

На следующее утро первой проснулась дама, не умеющая улыбаться, и, никем не препятствуемая, нашла квартиру. Квартира была такая, какую нужно, расположена там, где нужно, и очень дешево, и все это было так подозрительно, что дама не решилась сразу дать задаток, а обещала придти еще раз посмотреть. Хозяин вежливо согласился.

Через полчаса, руководимая инстинктом, в ту же квартиру пришла мазиловская дама. Квартира была очень удобна и очень дешева, и мазиловская дама жалела, что нет остальных дам, чтобы по их лицу догадаться, правда ли это. Хозяин вежливо согласился, чтобы она пришла еще раз взглянуть.

Еще через полчаса он выразил согласие подождать царицынской даме, а еще через полчаса обираловской. После разговора с последней он подумал, что быть домовладельцем очень трудно, но вслух этого не сказал.

Затем, через промежутки, приблизительно, в час, поочередно являлись: дама из лесу, мазиловская дама, дама царицынская и дама обираловская.

Затем еще через час появилась дама из лесу, и хозяин откровенно сказал, что он думает поставить ультиматум: если к пяти часам дама не решит, то квартира будет отдана другим.

хозяин откровенно сказал, что он думает поставить ультиматум: если к пяти часам дама не решит, то квартира будет отдана другим.
хозяин откровенно сказал, что он думает поставить ультиматум: если к пяти часам дама не решит, то квартира будет отдана другим.

Тот же ультиматум он поочередно поставил даме мазиловской, даме царицынской и даме обираловской.

Ровно в пять часов к квартире подлетели с четырех сторон четыре извозчика. Немного замявшись в дверях, четыре дамы одновременно вошли в квартиру и одновременно сказали:

- Беру!

Городовой, приглашенный хозяином, сказал, что он здесь ничего поделать не может. Второй городовой присоединился к его мнению. Только третьему удалось выманить даму из лесу криком: а вот еще квартира!

И только новая ночь могла разлучить четырех дам.

(с) Леонид Андреев (Джемс Линч). 1902

Дорогие читатели, надеюсь, вас позабавил этот рассказик. Он, конечно, преувеличение, гипербола, но черт его знает, может и стоило бы вспомнить его, когда так и подмывает слишком много себе навоображать: "а вдруг она так сделала, чтобы я подумала это, а на самом деле совсем не это, а вовсе то" или что-нибудь подобное.

Ваши лайки и просмотры помогут развиваться этому каналу и становиться лучше и интереснее. Подписывайтесь на канал и погружайтесь в непростой мир антикварного юмора!