Проблема миграции в целом на данный момент - одна из самых острых как для Европы с непрекращающимся поток беженцев с Ближнего Востока, так и для США с их все же недостроенной (пока что) стеной на границе с Мексикой. Однако фильм "Минари", рассказывающий историю одной южнокорейской семьи, переехавшей в Штаты где-то в 80-х, не фокусируется лишь на проблемах ксенофобии в отношении иммигрантов, на чем очень часто и строятся подобные картины. Наоборот, "Минари" выставляет США именно как та самая "салатница", где каждый может, естественно не без трудностей, однако достичь своей американской мечты (это подмечено даже на постере флагом на фоне). После просмотра у меня возникли ассоциации сразу с несколькими фильмами, в сравнении с которыми хотелось бы попытаться найти то, что хотели нам сказать уже в "Минари".
Начать хотелось бы с образа бабушки. В "Минари" она представлена несколько озорной, даже немного персонажем-трикстером (не без основательно Юн Ё-джон была номинирована за эту роль на Оскар). По началу она даже немного раздражает и кажется лишней ("она пахнет Кореей"), но впоследствии именно бабушка заставляет двигаться сюжет. В связи с этим моментально в голове всплывает китайский фильм 2019 года "Прощание". В нем огромная семья приезжает буквально со всех концов мира, чтобы проститься со всеми любимой, однако немного позабытой за всеми делами бабушкой, у которой обнаружен рак. Загвоздка еще в том, что бабушке о ее диагнозе решают не сообщать. Получается, что и в "Прощании", и в "Минари" бабушка играет роль объединяющую. Благодаря ей, герои в обоих фильмах понимают ценность семьи, родины, а самое главное - предков. Думаю, в этом заключено еще и особое, трепетное отношение к семье расширенной, где место есть абсолютно всем, а бабушка с дедушкой в этой, так скажем, иерархии находятся выше всех. Вообще, у обоих фильмов достаточно много схожих деталей: взять даже хотя бы главных героев - в "Минари" Джейкоба, а в "Прощании" Билли, сыгранную Аквафиной - уже, по сути, не ассоциирующих себя не то что с родной культурой, но и с языком.
Конечно же, вторая картина, возникшая в голове, связана с самими иммигрантами. И это стала "Гив ми либерти" - кино о русских иммигрантах в Америке в нескольких поколениях. Снято оно настолько странно, но завораживающе, что в какой-то момент не особо ясно: это все же мокьюментари, просто художественная картина или вообще настоящий документальный фильм. И вот "Гив ми либерти" пытается дать ответ на вопросы, задающиеся и в "Минари" - что значит быть иммигрантом и что же делать со своим прошлым, опять же, со своими корнями? Главный герой картины, Вик, тоже схож с Джейкобом, ведь он, как и герой "Минари", родился уже в США, почти не говорит на русском, но понимает его прекрасно. И вот он в течение фильма пытается выпутаться из свалившихся как снег на голову проблем и клокочущих бабулек ну и найти себя как американского русского среди русских американцев. И здесь, на мой, взгляд, оба фильма одинаково отвечают на вопрос об иммигрантах и корнях: жить в отрыве от своей ментальности, культуры и общины на чужбине невозможно. "Американизироваться" не то что можно, а, наверное, даже нужно, но оставлять свои "минари" на затворках сознания не получится - это всегда приведет к конфликту, причем в первую очередь внутреннему.
Ну и последний фильм, с которым возникли, в самой меньшей, наверное, степени, но все же ассоциации - недавняя "Земля кочевников". Удивительным образом они сочетают в себе одинаковые идеи первопроходцев и пионеров - людей, начинающих новую жизнь с чистого листа, заново обретающих семью, живущих свободно и пытаясь следовать мечте. Наверное, именно этого многим и не хватает в последние несколько лет. Не зря "Минари" и "Земля кочевников" выходят одновременно и борются бок о бок за премии уходящего 2020 года.