Дистанционное обучение учащихся музыкальных школ стало реальностью нашего времени.
Детей и взрослых, в связи с распространением малоизученной коронавирусной инфекцией, разобщили.
Педагогам пришлось искать новые формы и методы работы . Перед нами встал вопрос, как интересно, доступно и понятно организовать дистанционно - музыкальное обучение , как максимально вовлечь детей и родителей в музыкально-творческую деятельность.
Основной задачей музыкального образования в дистанционном формате стало предоставление детям возможности получить необходимые знания в период самоизоляции, усвоение ими музыкальной программы текущего периода.
Мы столкнулись с огромным количеством всевозможных проблем на удалёнке.
Начнем с того, что не все дети, да и зачастую не все педагоги, имели техническую возможность работать удалённо. Теперь мы должны были выходить на связь с учениками с ноутбука, компьютера или телефона. Даже общаться в таком формате не просто, а учиться музыке и подавно.
Итак, начав работу в дистанционном режиме, мы столкнулась с определенными трудностями:
- отсутствие очного общения с детьми и родителями;
- необходимость вовлечения родителей в большем объеме для контроля за обучением;
- не все родители могут (а иногда и не хотят) самостоятельно заниматься ребенком;
- обратная связь. (к сожалению не все родители относились ответственно к нашим требованиям, отдавая приоритет основной школьной программе);
- отсутствие технических возможностей, таких как интернет, у части учеников;
- отсутствие специальных музыкальных инструментов у учеников;
- искажение звука при общении по интернету.
- и многое другое, что на первый взгляд казалось незначительным, но в итоге оказывало влияние на учебный процесс.
Ситуация самоизоляции требовала от всех нас немного иных путей передачи знаний. И как всегда, что бы чему то научить другого- нужно сначала научиться самому.
Было ясно, что без помощи родителей образовательный процесс не организовать. Поэтому рассылка обучающих материалов родителям осуществлялась через мессенджеры и электронную почту родителей. Необходимо было придерживаться традиционных для музыкальных занятий видов деятельности: прослушивание музыкальных произведений, пение, обучение игре на музыкальном инструменте. При этом нельзя было забывать об эстетике занятия и возрастных особенностях детей.
Многие занятия мы полностью записывали на видео. Ученик мог по нескольку раз просматривать их. Это оказалось одним из плюсов дистанционных занятий.
Все педагоги знают, что подбор качественного и разнообразного материала для каждого занятия - важнейшая часть его подготовки.
В условиях дистанционного обучения материалом для музыкальных занятий стали аудио - и видео исполнения (к примеру из You Tube) знаменитыми профессиональными музыкантами тех произведений, которые были необходимы по программе.
Для родителей мы выкладывали «Полезные ссылки».
Для привлечения внимания детей к занятиям рекомендовали родителям картинки, которые активизировали детей, помогали им понять содержание музыкального произведения.
А как учить песню или музыкальное произведение, если не слышал его ранее? Поэтому записывали собственное исполнение.
https://vk.com/video182402574_456239044
Затем разбор произведения
https://vk.com/video182402574_456239049
Зачастую, для того, что бы ребенку не было скучно, в исполнение привносили юмор и шутки.
https://vk.com/video182402574_456239042
Для осуществления обратной связи родители записывали исполнение детьми.
К сожалению, так и не удалось на удаленных занятиях использовать совместное исполнение песни всем коллективом, т.е хоровое пение.
Также довольно сложно для музыкального руководителя дистанционно указать ребенку на те места , где он сильнее фальшивит или нарушает ритм. Но такой прием как давать ребенку прослушивать или просматривать запись своего исполнения оказывается эффективным. Слушая свое пение или игру и сравнивая с образцом, дети научились выявлять свои ошибки и недостатки, старались повторять задание и выполнять его правильно и выразительно.
Образование через интернет гораздо проще в плане доступности. Можно учиться удаленно и не быть привязанным к городу или расположению студии. Занятия можно проводить как в реальном времени, так и высылая отдельные задания, поэтому можно самому выстроить график, придерживаясь основной программы обучения.
Но удаленные занятия в будущем должны дополнять, а не замещать музыкальное образование. Иначе снизится качество такого образования.
Работать с «живым» звуком, исполнять концертные произведения "в живую", это необходимо, как музыканту, так и его будущим зрителям.