Найти тему
Дорога без конца...

Удаленные занятия в будущем должны дополнять, а не замещать музыкальное образование.

Дистанционное обучение учащихся музыкальных школ стало реальностью нашего времени.

Детей и взрослых, в связи с распространением малоизученной коронавирусной инфекцией, разобщили.

Педагогам пришлось искать новые формы и методы работы . Перед нами встал вопрос, как интересно, доступно и понятно организовать дистанционно - музыкальное обучение , как максимально вовлечь детей и родителей в музыкально-творческую деятельность.

Основной задачей музыкального образования  в дистанционном формате стало предоставление детям возможности получить необходимые знания в период самоизоляции, усвоение ими музыкальной программы текущего периода.

Мы столкнулись с огромным количеством всевозможных проблем на удалёнке.

Начнем с того, что не все дети, да и зачастую не все педагоги, имели техническую возможность работать удалённо. Теперь мы должны были выходить на связь с учениками с ноутбука, компьютера или телефона. Даже общаться в таком формате не просто, а учиться музыке и подавно.

Итак, начав работу в дистанционном режиме, мы столкнулась с определенными трудностями:

  • отсутствие очного общения с детьми и родителями;
  • необходимость вовлечения родителей в большем объеме для контроля за обучением;
  • не все родители могут (а иногда и не хотят) самостоятельно заниматься ребенком;
  • обратная связь. (к сожалению не все родители относились ответственно к нашим требованиям, отдавая приоритет основной школьной программе);
  • отсутствие технических возможностей, таких как интернет, у части учеников;
  • отсутствие специальных музыкальных инструментов у учеников;
  • искажение звука при общении по интернету.
  • и многое другое, что на первый взгляд казалось незначительным, но в итоге оказывало влияние на учебный процесс.

Ситуация самоизоляции требовала от всех нас немного иных путей передачи знаний. И как всегда, что бы чему то научить другого- нужно сначала научиться самому.

Было ясно, что без помощи родителей образовательный процесс не организовать. Поэтому рассылка обучающих материалов родителям осуществлялась через мессенджеры  и электронную почту родителей. Необходимо было придерживаться традиционных для музыкальных занятий видов деятельности: прослушивание музыкальных произведений, пение, обучение игре на музыкальном инструменте. При этом нельзя было забывать об эстетике занятия и возрастных особенностях детей.

Фото автора
Фото автора

Многие занятия мы полностью записывали на видео. Ученик мог по нескольку раз просматривать их. Это оказалось одним из плюсов дистанционных занятий.

Все педагоги знают, что подбор качественного и разнообразного материала для каждого занятия - важнейшая часть его подготовки.

В условиях дистанционного обучения материалом для музыкальных занятий стали аудио - и видео исполнения (к примеру из You Tube) знаменитыми профессиональными музыкантами тех произведений, которые были необходимы по программе.

Для родителей мы выкладывали «Полезные ссылки».

Для привлечения внимания детей к занятиям рекомендовали родителям  картинки, которые активизировали детей, помогали им понять содержание музыкального произведения.

А как учить песню или музыкальное произведение, если не слышал его ранее? Поэтому записывали собственное исполнение.

https://vk.com/video182402574_456239044

Затем разбор произведения

https://vk.com/video182402574_456239049

Зачастую, для того, что бы ребенку не было скучно, в исполнение привносили юмор и шутки.

https://vk.com/video182402574_456239042

Для осуществления обратной связи родители записывали исполнение детьми.

К сожалению, так и не удалось на удаленных занятиях использовать совместное исполнение песни всем коллективом, т.е хоровое пение.

Также довольно сложно для музыкального руководителя дистанционно указать ребенку на те места , где он сильнее фальшивит или нарушает ритм. Но такой прием как давать ребенку прослушивать или просматривать запись своего исполнения оказывается эффективным. Слушая свое пение или игру и сравнивая с образцом, дети научились выявлять свои ошибки и недостатки, старались повторять задание и выполнять его правильно и выразительно.

Образование через интернет гораздо проще в плане доступности. Можно учиться удаленно и не быть привязанным к городу или расположению студии. Занятия можно проводить как в реальном времени, так и высылая отдельные задания, поэтому можно самому выстроить график, придерживаясь основной программы обучения.

Но удаленные занятия в будущем должны дополнять, а не замещать музыкальное образование. Иначе снизится качество такого образования.

Работать с «живым» звуком, исполнять концертные произведения "в живую", это необходимо, как музыканту, так и его будущим зрителям.