Найти тему
Изнанка мозга

Почему важно не переоценивать свои способности при выборе вуза?

В преддверие очередной приемной кампании хочу поговорить о критериях, по которым следует выбирать вуз и факультет.

Помимо личного интереса, востребованности профессии, качества образования есть еще один важный критерий, который абитуриенты часто забывают. Это соответствие своих способностей и требований, нагрузки выбранного факультета. Нередко бывает так, что уровень абитуриента значительно ниже тех требований, которые предъявляют в учебном заведении.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Обычно этим грешат отличники и хорошисты. Окрыленные школьными успехами и уверенные в своих силах они идут на сложные факультеты топовых вузов. Такие абитуриенты ставят себе очень высокую планку, но не все достигают ее и в итоге…оказываются ни с чем.

Поступив на желаемый факультет, студент обнаруживает, что учебные программы для него слишком сложные, а требования высокие. Возникают проблемы с пониманием и освоением курсов.

Далее ситуация развивается в двух возможных направлениях. Первый: студент понимает, что не справляется и отчисляется. И это лучший из возможных вариантов, потому что в таком случае человек может исправить свою ошибку и поступить/перевестись в учебное заведение, соответствующее его уровню.

Бросать ли учебу, если она не оправдала ожиданий?

Хуже, когда студент продолжает тянуть непосильный факультет.

Он вынужден постоянно списывать, выкручиваться, заучивать непонятный ему материал и моментально забывать его, когда "опасность миновала". В общем делать все, чтобы удержаться на факультете. Вуз в таком случае не становится новой ступенью в развитии, учеба не приносит радости и не вызывает интерес. Понятно, что хорошего специалиста из такого студента не получится. Потому что его главная задача - "выжить", а не обрести новые знания. Он выйдет из вуза с "корочкой" о высшем образовании, а не со знаниями в области будущей профессии.

Ко всему прочему появляются побочные эффекты в виде упавшей самооценки, фрустрации, депрессий, нервных срывов и т.д.

Всего этого не случилось бы, выбери он факультет попроще. Например, человек мог бы без проблем учиться на какой-нибудь инженерной специальности, но он решает штурмовать физмат. Он мог бы стать неплохим инженером, а в итоге стал никудышным физиком/математиком, который все равно не сможет работать по специальности.

Кстати, у школьных троечников таких проблем нет. Они не переоценивают свои способности и поступают туда, где учиться им будет комфортно. И при должном усердии могут добиться высоких результатов и в учебе, и в дальнейшей трудовой деятельности.

Вывод: важно критически относится к себе и адекватно оценивать свои способности. Хорошая учеба в школе не гарантия успеха на сложном факультете.

Читайте также:

Бросать ли учебу, если она не оправдала ожиданий?

Выпускники деревенских школ занимают бюджетные места в колледжах

Почему ЕГЭ лучше, чем экзамен по билетам

Бакалавр недоучен. Развеиваем мифы

Почему в магистратуру лучше идти по другой специальности?

Стоит ли идти в магистратуру? Профессии, требующие степень магистра

Подписывайтесь на мой канал об образовании и трудоустройстве!