Каждый день вижу Белорусский вокзал и всё равно не могу привыкнуть.
Это ведь не просто поезда, аэроэкспресс, метро. Это место силы.
Смотришь на здание вокзала и мысленно слышишь «Прощание славянки». Такой именно железнодорожный вариант марша, когда через колонки звук немножко деформированный идёт. Как будто патефон играет. Пам-пам.. Пам-парам..
Для многих это первое, что они видят в Москве, вот и я когда-то приехал в столицу из Калининграда в плацкартном вагоне поезда «Янтарь».
Когда увидел Белорусский вокзал первый раз, здесь ещё не было памятника «Прощание славянки», его поставили в 2014 году. Встал органично. Кстати, почему-то многие считают, что это красноармеец прощается с девушкой перед отправкой на фронт, но если приглядеться, то понятно, что это солдат Русской императорской армии. На фуражке кокарда не советская, а девушка одета явно по дореволюционной моде.
Таблички здесь соответсвующие, упоминается и Первая Мировая и Великая Отечественная. Марш «Прощание славянки» действительно играл здесь и в 1914 и в 40-х.
Правда, в императорское время это был не Белорусский, а Смоленский вокзал, но суть от этого не меняется. Памятник «Прощание славянки» больше про Первую Мировую войну.
Василий Агапкин, автор музыки «Прощание славянки», написал марш в 1912 году, вдохновившись Балканской войной против Турции. Императору Николаю Второму, говорят, понравилась музыка и он автора хвалил. Правда, сам Агапкин по всей видимости не очень впечатлился царской похвалой и позже стал чекистом.
После революции он служил в ГПУ НКВД. А во время Великой Отечественной войны командовал военным оркестром на параде 7 ноября 1941 года на Красной площади в Москве.
Вот же судьба у человека, по таким историям книжки писать можно.
Каждый день вижу Белорусский вокзал и не перестаю удивляться, какое мощное место.