Найти тему
Наблюдатель

Ударим математической грамотностью по математическому образованию? Версия 2023 г.

Фото из открытых источников. Наше будущее после освоения "грамотностей"
Фото из открытых источников. Наше будущее после освоения "грамотностей"

В марте 2008 года было опубликовано интервью с академиком В.И. Арнольдом под названием «Наступает век невежества». В нём всемирно известный математик поделился своей тревогой о судьбе математического образования в России и в мире. Про американскую школу, которую российские реформаторы взяли за образец для подражания, Владимир Игоревич сказал, что там «процветает пустая болтовня, и она заменяет подлинную науку. Я могу продемонстрировать это еще одним примером. Несколько лет назад в Америке шли так называемые «Калифорнийские войны». Штат Калифорния вдруг заявил, что школьники недостаточно подготовлены, чтобы учиться в университете. Ребятишки, приезжающие в Америку, к примеру, из Китая, оказываются подготовлены гораздо лучше, чем американские. Причем не только по математике, но и по физике, химии и другим наукам. Американцы превосходят своих зарубежных коллег во всевозможных «сопутствующих» предметах — тех, которые я называю «кулинарией» и «вязанием», а в фундаментальных науках — сильно отстают».

https://scepsis.net/library/id_1880.html

Прошло 12 лет. И вот «кулинарию» и «вязание» уже вводят в российское математическое образование под видом математической грамотности. Вместо образования детей хотят одарить грамотностями. Вспоминается классическое: «Песок неважная замена овсу!»

Внешний посыл такой. В национальном проекте «Образование» первая цель сформулирована так:

1. Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

Качество математического образования определяют при помощи международных исследований. Введено Средневзвешенное место России в мировом рейтинге образования по придуманной управляющим и надзирающим начальством формуле, в которой неудачи на выходе из процесса обучения (8 класс) нивелируются первым местом в умении читать и понимать текст на входе в процесс (4 класс). И получается 13,5 место (2020 г.) — в чём?

Чтобы подняться в этом рейтинге выше 13,5 места начальству надо срочно поднять показатель математической грамотности для восьмиклассников с 27 места (2020 г.). В стране, кроме подготовки к ОГЭ, ЕГЭ и ВПР, ввели теперь и подготовку к проверке математической грамотности. И всё в ущерб фундаментальному образованию. У нас вводится если и не « пустая болтовня», заменяющая подлинную науку, то, во всяком случае, какое-то «ориентирование» (географическое, по схемам эвакуации, по сайту театра), не имеющее никакого отношения ни к математике, ни к математической грамотности, если к этому термину отнестись разумно. Давайте убедимся в сказанном на задачах из демоверсии 2021 года, по которой моя внучка готовится к испытанию в 6 классе.

-2

Задания 1-2 по математике 5-6 классов. Задание 3 — особый жанр — подготовка к решению аналогичных заданий в ЕГЭ. Это святое!

-3

Задание 4 — текстовая задача с лишними данными на уровне начальной школы.

-4

Задание 5 связано с математикой минимально, скорее, это географическая (естественно-научная) грамотность. Надо к 9 ч (информация на рисунке) прибавить 2 ч, получим время приземления в Москве по непереведённым часам (новосибирское время). Да ещё вычесть 4 ч — Новосибирск находится в часовом поясе МСК+4, время в Москве на 4 ч меньше. Получим 7 ч.

-5

Задание 6 — чистое ориентирование по схеме эвакуации со сверкой движения по предложенному ответу и с поиском основного коридора и лестничного холла сначала в списке помещений (номера 4 и 13), а затем на схеме. Примечательно, что в ответе упоминаются три поворота вправо/влево, а на схеме их пять. Проверяемый должен включить «соображалку» и сказать себе: «Тут есть неточность, но вы не собьёте меня с толку, я выберусь». Креативное задание! Г. Греф будет доволен. Это же он ратует за развитие креативного мышления в условиях отсутствия работы по развитию мышления.

-6
-7

Задание 7 требует рассуждений по исключению игр, не отвечающих хотя бы одному условию. В задании ничего не говорится про время игры, поэтому время игры здесь «отвлекалочка» — информационный шум. Две игры надо исключить, иначе не все будут довольны, ещё две игры надо исключить по числу задействованных игроков. Остаётся «Тайна Юпитера».

-8

Задание 8 не комментирую. Это «геометрия на практике».

-9

Задание 9 на борьбу с информационным шумом. Надо понять, что только три зелёных сектора связаны с временем жизни динозавров и что они составляют примерно 1/3 круга. Тема «Круговые диаграммы» отражена — зачёт.

-10

Задание 10 на чтение текста и географическое ориентирование (юг, запад, юго-запад,…). Вопросы по прочитанному будут в заданиях 10.1 и 10.2.

-11

А задание 10.3 никак не связано с заданием 10. Зачем такой нумерацией вводить учащихся в заблуждение? Тоже «отвлекалочка»?

-12

В задании 10.3 не указано, что какой-либо маршрут городского транспорта от дома проходит мимо станции метро. Если это условие ученик (сельской школы в том числе) должен домыслить, то почему бы составителям таких заданий не домыслить, что они напрасно тратят время учителей и учащихся? Выбор ответа «195 рублей» не вытекает из условия задачи со всей определённостью.

-13

Задание 11 на подбор чисел, удовлетворяющих условиям задачи. Ускорению подбора поможет понимание делимости чисел. Вряд ли после получения ответа «2-й подъезд, 3-й этаж» учащиеся будут доказывать, что других вариантов нет, от них этого не требуют. Но это уже и не совсем математическая грамотность — находить вариант, удовлетворяющий условиям задачи, и терять другие варианты, если они существуют.

-14

Задание 12 — на ориентирование на сайте театра, нахождение там нужной информации. Оно окончательно убеждает меня в том, что наши «стратеги» приближают российскую школу к американской, где главные цели образования заключаются в том, чтобы выпускник умел прочитать расписание самолётов (поездов), умел поставить галочку в нужном месте при голосовании на выборах и умел написать заявление о приёме на работу. Сейчас у них добавились новые цели: отказ от белой и половой идентичности. Тут нам ещё есть куда падать!

Встречалось сообщение, что учащихся в США по несколько раз в год тренируют в написании заявления на работу, но большая часть выпускников так и не выучивается этой мудрости. Если планка целей образования устанавливается на такой недопустимо низкой отметке, то и она не преодолевается.

Наши стратеги, если не из соображений вредительства, то по доверчивости (природную глупость исключаю из вежливости) выбрали в образовании направление, которое я сравнил бы с ракетами-ловушками, которые отстреливает вертолёт, чтобы пущенная в него ракета угодила не в корпус, а в отвлекающую своим теплом ракету-ловушку.

Так и с образованием. Чтобы дети не получили хорошее фундаментальное образование («Как же ими тогда управлять?»), позволяющее в качестве бесплатного бонуса легко решать предложенные составителями задачи на «математическую грамотность», их учат задачам на «математическую грамотность», которые в качестве пониженной цели образования убивают важную для учащихся, государства и общества цель — развить каждого на максимум его способностей во всех направлениях школьного образования.

Математическая грамотность — это ракета-ловушка для хорошего образования, которому мешают стать доступным каждому школьнику. И кто у нас выгодополучатель от всей этой симуляции бурной деятельности? Учащиеся? Государство? Общество? — Да нет! Их всех обкрадывают управляющие и надзирающие начальники. Смешно сказать, ради какой цели. Всё ради прикрытия одного места, куда клюнет жареный петух, если фальшивая цель образования (десятка в рейтинге) не будет достигнута.

Так не пора ли признать, что цель-то фальшивая!

Официальная демоверсия МЦКО: Скачать в PDF

В тему. Мнение академика В.И. Арнольда о влиянии интересов общества потребления на образование

https://pikabu.ru/story/akademik_arnold_ob_amerikanskom_obrazovanii_1218824

И тут мне вспомнилось, что однажды я выступал по заданной сверху теме

Математическая грамотность: результаты и оценки, проблемы, решения А.В. Шевкин. Всероссийский семинар. Красноярск. 10.09.2016.

Там я вежливо критиковал программу по математике 2015 года и показывал, что ограничиваться задачами математической грамотности губительно, что надо идти к нормальному математическому образованию. Там есть мысли про порядок изучения чисел и обучение решению текстовых задач в 5-6 классах.