Найти тему

Образование делает хорошего человека лучше, а плохого – хуже

Яндекс. Свободное фото
Яндекс. Свободное фото

Образование развивает способности, но не создает их. (Вольтер)

Результаты исследований международных и отечественных лабораторий практик и инноваций в образовании, вузовские научные лаборатории констатируют снижение числа населения, поступающего в вузы, желающих получить высшее образование. Однако необходимо попытаться раскрыть причины этого явления.

Нашу жизнь нужно рассматривать как социально-экономическую систему, где все элементы взаимосвязаны и взаимозависимы. Действительно, мы не можем лечь спать и выспаться на, например, 10 лет, затем принять пищу тоже на 9-10 лет, затем принять душ на такое же время последовательно. Все эти действия происходят одновременно во взаимодействии и в определенной пропорции.

Рассмотрим образование как социально-экономическую систему. Для того чтобы функционировала и развивалась экономика необходимы наличие материально-технической базы, финансы и основной ресурс, основная производительная сила - люди, квалифицированные работники.

На занятиях по экономике в техникумах и вузах в середине 20 века студентам говорили о соотношениях работников различной квалификации в организациях и предприятиях. НИИ труда своими исследованиями подтверждали соотношения квалификации работников для разных отраслей и организаций.

Действительно, если все работники организации будут иметь высшее образование/квалификацию, а потребности в работниках такой квалификации нет, то работники не будут удовлетворены выполняемой работой, она им будет неинтересна. Если же работники не будут иметь высокой квалификации, то не факт, что они захотят и смогут ее повысить, и выполнять более сложную работу.

В силу человеческой природы люди могут быть ориентированы на творческую, управленческую работу, а могут быть ориентированы на выполнение точных технологических операций, не проявляя инновационные наклонности.

Развитие экономики необходимо, чтобы повышать уровень и качество жизни населения. Экономику должны развивать грамотные квалифицированные работники, профессионалы разной квалификации и в разных отраслях.

Необходимо еще раз заметить, что советское образование было лучшим образованием в мире. Об этом свидетельствует спрос на наших специалистов. Вопрос о качестве современного образования вызывает сомнение. Так, в 1980 году в экономические вузы и технические тоже выпускали в ежегодно 2-5 человек с «красным дипломом», то теперь в 21 веке в каждой учебной группе по 7-9 человек с «красным дипломом». Значит ли это, что молодые люди стали умнее и способнее. Или требования к качеству образования и подготовке специалистов резко снизились?

Переход на подушевое финансирование сыграло свою роль. Сейчас учебные заведения не отчисляют неуспевающих студентов. От преподавателей требуют качественную успеваемость, т.е. оценки только «хорошо» и «отлично». Преподаватели, которые дают качественные знания, оказываются не в лучшем положении и вынуждены увольняться.

Кроме того, в силу сложного положения на рынке труда, часто преподаватели читают не профильные по своему образованию и опыту дисциплины.

В вузах работают выпускники педагогических вузов, которые не хотят или считают не престижным работать в школе, но которые имеют возможность устроиться на работу в вузы. Так выпускники математического факультета педагогического вуза преподают математику в вузе.

В школе ученики должны получить основы дисциплины, а вузе применение знаний этих дисциплин на производстве. Преподаватели, выпускники педагогических вузов, часто не зная производственной деятельности, не могут объяснить студентам условия применения той или иной формулы или математических технологий. А выпускники вузов, не получив необходимых знаний, не могут их применить в производственной деятельности.

В колледжах тоже возникают интересные ситуации. Преподаватели – практики конечно могут читать свои профильные дисциплины, но оплату, если они не имеют педагогического образования, они будут получать, как преподаватель без образования. Так экономику, сварку, материаловедение будут читать выпускники педагогических вузов, которые не имеют опыта в производственной деятельности. Получат ли студенты качественное образование, необходимое для функционирования и развития производства?

В одном из вузов для родителей студентов 1 и 2 курсов проводили родительские собрания. На этих собраниях преподаватели доказывали и оправдывались, что они, как в детском саду, уговаривают студентов выучить формулы, написать контрольные, решить задачи.

А нужно ли иметь таких студентов, даже если приходят в вуз на платной основе? Что получит экономика от работы таких специалистов? Такие выпускники все претендуют на руководящие должности в организациях и высокую оплату труда. Работать предпринимателями они еще не могут из-за отсутствия опыта.

В настоящее время проводится много онлайн-курсов по рабочим и творческим специальностям. У молодежи есть возможность попробовать себя в новых специальностях при небольших затратах времени, и определиться в жизни.

Поэтому молодежь старается получить надежную специальность в колледжах и на курсах, а потом, подтверждая или опровергая правильность выбранной специальности, повышают свою квалификацию в вузах или получают другую специальность, часто смежную. При этом молодежь сама зарабатывает деньги, принимать решения, отвечать за свою работу.

Все примеры в данной статье реальные.

Приглашаем к обсуждению.

Ставьте лайки.

Подписывайтесь на канал.