Вот интересно порой получается. Талантливые создатели, имея огромные бюджеты, прикладывают много сил... А зрители в итоге фильм не смотрят.
Ну это в США его не очень охотно смотрели. А вот в СССР он напротив полюбился. "Спартак" собрал в Советском Союзе зрителей больше чем "Афоня".
И этому объяснение есть. В основу сценария легло произведение Говарда Фаста, который очень выделялся своими коммунистическими взглядами. Не меньше ими выделялся и сценарист фильма Далтон Трамбо.
Началась история "Спартака" со съёмок фильма "Бен-Гур", в котором Кирку Дугласу очень хотелось исполнить главную роль. С "Бен-Гуром" не сложилось, а желание никуда не делось.
Тут-то Дуглас и решил сделать своё кино, с блэк джеком и шл bonae meretrices.
Первоначально, режиссёром картины был Энтони Манн, но в самом начале съёмок что-то пошло не так и режиссёр картину покинул. Ну а режиссёрское кресло занял ещё совсем молодой Стэнли Кубрик.
Кандидатуру ещё не очень известного Стэнли Кубрика предложил сам Кирк Дуглас. Он называл Кубрика "очень талантливым куском дерьма" и режиссёр это оправдывать.
Перфекционист не признающий авторитетов доставил немало хлопот.
Стэнли Кубрик никуда не спешил. Он не хотел снимать фильм быстро, он хотел снимать его по-своему. Режиссёр вмешивался в работу всех специалистов на съёмочной площадке.
Конечно, такой подход к работе тормозил съёмочный процесс. Это в планы Кирка Дугласа не входило, ибо раздувало бюджет. Но менять на "переправе" Кубрика - дело гиблое.
И это Стэнли Кубрику ещё не разрешили менять сценарий... А он очень хотел. Сценарий "Спартака" казался ему весьма слабым.
В итоге, и Дуглас и Кубрик приобрели большой опыт. Кирк решил, что при возможности, больше не будет связываться с Кубриком. Ну а сам режиссёр, в дальнейшем, всегда обговаривал то, что сценарий он сможет менять как ему вздумается.
Были, разумеется, и другие сложности, которые тормозили производство. Снимая фильмы про насилие, сложно избежать травм. Кирк Дуглас, из-за неосторожности, периодически что-нибудь ломал коллегам во время съёмок жестоких сцен.
Но в одной из жестоких сцен пришлось пострадать и самому Дугласу. Речь о сцене распятия. Долгие и мучительные съёмки - это ещё половина беды. Настоящие страдания актёр получил, когда увидел сколько было вырезано из этой сцены на монтаже.
Монтаж оказался не простым. Его, разумеется, тоже контролировал Кубрик. Как итог, результат никому кроме самого режиссёра не понравился.
Кирк Дуглас мрачно шутил на тему того, что производство картины затянулось дольше восстания самого Спартака.
Два года работы и как итог - провал. При бюджете в 12 миллионов, "Спартак" собрал в США 30 миллионов. С учётом рекламной кампании, это можно счесть за "выход в ноль".
Была кампания и антирекламная. Оно понятно... Странный режиссёр снял фильм по сценарию коммунистов. Призывы к бойкоту для "Спартака" в США были.
А вот многим кинокритикам фильм понравился. "Спартак" получил четыре премии "Оскар".
Споры о том, является фильм провалом или же шедевром, не исчезли и сегодня.