Найти в Дзене
Татьяна Костырева

Два билета на дневной сеанс

« Из всех искусств для нас важнейшим является кино»

Митхун Чакраборт, Пашка Корчагин, Ихтиандр улыбались с экрана сельского клуба, подтверждая высказывание Ленина.

С волнующим чувством вспоминаю детство, когда школьниками мы бегали в наш Манчажский дом культуры, где демонстрировались фильмы. Теперь, с возрастом и примешанным к нему чувством ностальгии, те мгновения кажутся чуть ли не волшебными. Белокаменное здание с колоннами подстать дворцу; особенный, ни с чем несравнимый, запах «культуры», витающий в прохладном фойе, где в маленьком окошечке кассы выдавали за пять копеек голубые билетики, открывающие узкие двухстворчатые двери в большое пространство зрительного зала, прочерченного длинными рядами деревянных откидных сидений. На стене фанерный стенд с крупным шрифтом: « Из всех искусств для нас важнейшим является кино» (В. Ленин) . В глубине просторной сцены белел экран, готовый вспыхнуть лучами, льющимися из прорезей кинобудки, места таинственного и притягательного,коим заведовала киномеханик Галина Леонидовна Казанцева. В советское время человек этой профессии демонстрировал художественные и научно – популярные фильмы, занимался обслуживанием киноустановок и киноаппаратуры различного типа. Эта профессия была уважаемая. Вот с такой редкой и исчезнувшей на селе профессией – киномеханик, и с героями этой профессии я и познакомлю читателей.

Фото Татьяна Костырева
Фото Татьяна Костырева

Галина Леонидовна любила кино, поэтому с интересом взялась за изучение конспектов по киномеханике, которые ей предоставил С. А. Куляшов, получивший специальное образование и работающий на киноустановке. Он и подготовил себе замену. Галина Леонидовна успешно сдала необходимые экзамены в Свердловске и в 1968 году приступила к своим обязанностям, в первую очередь отвечая за качество демонстрации фильма: налаживая, регулируя, ремонтируя киноаппаратуру и звукопроизводящие устройства. Она хорошо знала принцип действия и устройство кинопроектной аппаратуры и звуковой техники. Вела надзор и за электросетью, от исправного действия которой зависела целостность всего электрооборудования. Её стационарная установка «Ксенон» всегда была в порядке.

А сколько кинопленки в специальных железных банках она перевозила на тележке летом и на санках зимой с почты до клуба – не сосчитать. Каждая кинобанка весила 14-18 килограммов, а их получали до семи.

Фильмокопию перед показом требовалось тщательно обследовать: все ли части на месте, нет ли брака или повреждений (особенную группу риска представляли пленки, прошедшие реставрацию, значительно утратившие эластичность и оттого ломкие). Затем плёнка перематывалась. Если пленка рвалась посреди сеанса, ее требовалось срочно склеить специальной плёнкой, да так, чтобы не приклеить какой-нибудь кусок «вверх ногами». И нельзя забывать о настройках яркости и резкости, которые Галина Леонидовна знала, как свои пять пальцев. Кроме того, в работе с аппаратом всегда существовал риск травмировать руки о его движущиеся части или обжечься, да и испарения разогретой пленки, которыми приходилось дышать весь день, ничуть не прибавляли здоровья.

Чтобы выполнить ежемесячный план Галине Леонидовне приходилось обходить организации, приглашая работников на киносеансы; рассказывать в школе о фильмах, заинтересовывая юных зрителей. В день она делала по четыре сеанса: в 11, 16, 18 и 20 часов. Выходным был только понедельник. И я помню, как грустно было в этот день. Кино мы ждали с нетерпением, огорчались, когда приходил знакомый для нас фильм. Помню, как задолго до демонстрации индийского фильма занимали очередь, чтобы в числе первых пробраться в кинозал. Менее счастливые смотрели стоя. До сих пор всплывают в памяти яркие картинки индийского кино, звучат мелодии песен и танцев. Мне запомнились фильмы: «Танцор диско» с Митхуном Чакраборти в главной роли; «Бродяга», где превосходно сыграл Радж Капур; «Затянувшаяся расплата» с Амитабхом Баччаном. Думаю, что многие помнят «Зиту и Гиту».

Из детских воспоминаний – мультфильмы: «Сказка о Мальчише - Кибальчише», «Осьминожки»; фильмы - сказки: «Руслан и Людмила», «Кащей Бессмертный», «Садко» с участием Сергея Столярова. Потрясающее впечатление произвели фильм «Человек – Амфибия» и Ихтиандр в исполнении Владимира Коренева.

В советское время продавали открытки с фотографиями известных актёров. Посмотрев очередной фильм, я обязательно посещала книжный магазин и покупала открытку с понравившимся актёром, таким образом скопив приличную коллекцию: Ю. Васильев, Г. Юматов, Н. Олялин, Е. Жариков, И. Дмитриев, А. Абдулов, А. Збруев, О. Даль, И. Старыгин, Т. Самойлова, Ю. Борисова, С. Светличная, Л. Гурченко, Л. Полищук…..

Не скрою, как и многие девчонки того времени, влюблялась в Д Артаньяна (М. Боярский), учителя истории (В. Тихонов), лесоруба Илью (Н. Рыбников), разведчика – чекиста (Ю. Соломин). А уж о Павке Корчагине (В. Конкин) и не говорю. Для всего нашего поколения это был - герой! Любили мы и Лёшку Скворцова (В. Ивашов) из фильма «Баллада о солдате».

Перед праздником Победы всегда крутили военные фильмы. Галина Леонидовна Казанцева очень любила фильм «А зори здесь тихие».

Огромное впечатление произвёл фильм «Иди и смотри» на моего респондента из д. Бакийково, мужчину средних лет, не пожелавшего озвучить своё имя, но поделившегося своими воспоминаниями:

- Мы, мальчишки, с нетерпением ждали, когда же проедет мотоцикл киномеханика, что означало – кино будет! Брали три копейки и натирали монету об валенок до блеска: таким образом она начинала походить на двадцать копеек, столько стоил билет, и мчались в клуб. Подавали денежку гербовой стороной и получали вожделенный билет. Очень уж хотелось пацанам посмотреть «Пиратов 20-го века».

Фото Татьяны Костыревой
Фото Татьяны Костыревой

Слушая этот рассказ, Камил Ахматьянович Галимов (д. Бакийково) добродушно посмеивался. Ему был известен такой трюк, ведь и он в 1973-75 годах работал киномехаником, имея специальное образование. Немало хлопот доставляли ему мальчишки, да что с них возьмёшь, ведь поход в кино был для них самым желанным мероприятием, а киномеханик – уважаемый человек, почти волшебник. Ведь не зря поётся в песне:

Прилетит вдруг волшебник

В голубом вертолёте

И покажет бесплатно кино…

Ему завидовали и взрослые, и дети: какая хорошая и интересная работа – постоянно смотреть новые фильмы, да ещё и бесплатно. Но мало кто задумывался, что на самом деле это тяжёлый труд. Написать афиши, созвать народ, да столько, чтобы выполнить план по продаже билетов. Камил Ахматьянович работал на киноустановке «Украина». Перед началом трансляции фильма перематывалась плёнка на бобинах. На стандартную бобину помещалось 20 минут фильма. Когда во время кинопоказа одна катушка заканчивалась, требовалось быстро запустить на втором проекторе следующую плёнку, подогнав конец одной бобины к началу другой стык - в стык, чтобы переход прошёл незаметно.

Также следовало учитывать, что перед началом трансляции аппарату нужно несколько секунд на разгон – если же катушка запускалась на недостаточно высокой скорости, звук, считываемый с отдельной дорожки фотоэлементом, мог исказиться, как на пленочном магнитофоне с севшими батарейками. Труд по совмещению концов требовал особого чутья. Аппараты громко гудели, потому будка механика была звукоизолированной, а изображение проецировалось в зал сквозь застекленное окошко. Киноэкран же, напротив, был покрыт миллионами мелких отверстий, пропускающих звук к зрителю, поскольку динамики обычно устанавливались позади него.

-3

Об этом рассказала мне и Прасковья Фёдоровна Скворцова (с. Сажино), проработавшая киномехаником десять лет. В 1969 году она проживала в д. Соколята и начала свою «киношную» деятельность именно там, стажируясь у Петра Чухарева, отучившись на специальных курсах в Артях. Позже она возглавила клуб. Времена своей деятельности вспоминает с особым ностальгическим чувством. Всё тогда было добрым и славным, включая фильмы. Не имея телевизоров, люди с удовольствием посещали кинозалы. На фильмы ходили семьями, парами, а то и целыми коллективами. Прасковья Фёдоровна, чтобы удовлетворить запросы всех категорий зрителей, проводила четыре сеанса. По утрам радовала малышей мультфильмами. Детские фильмы показывала в 17 часов, а вечером – два сеанса для взрослых. Не без гордости женщина утверждает, что выполняла планы, а порой и перевыполняла. Вскоре переехала в с. Сажино, где в клубе продолжила деятельность киномеханика. Оттуда на лошади возила банки в д. Попово и показывала фильмы. Там встретила будущего мужа и уехала жить к нему, приняв заведование клубом и должность киномеханика. И уже сын Саша помогал ей в нелёгкой, но важной миссии - нести культуру в массы.

Я помню середину девяностых годов, когда уже не в клубе, а в КОЦе закупили видеоприставки и нам начали показывать боевики и эротику, да такую, что «Маленькая Вера» казалась безобидным баловством. Новое время мы встречали новыми фильмами.

Сейчас у каждого из нас вновь есть возможность посещать кинотеатры. Мои дети с попкорном в руках и очках 3D пересмотрели немалое количество фильмов. Но мне всё же хочется думать, что походы в советский кинозал сельского клуба были столь неповторимым действом, одарившим душу добрым и светлым, что осталось с нами навсегда. Посему выражаю признательность всем киномеханикам тех лет, выполнявших свою работу и ставших истинными проводниками культуры на селе.

Татьяна Костырева

2012 г.