История торговли Беларуси и КНР не может похвастаться давностью, однако отношения двух государств имеют довольно тесный характер.
Дипломатические отношения между странами были установлены в 1992 году. С этого времени два государства заключили более 80 двусторонних международных договоров, в том числе около 40 межгосударственных и межправительственных. Действующие соглашения с Китаем охватывают не только торгово-экономические и фискальные вопросы, в них также рассмотрено нюансы избежания двойного налогообложения, защита инвестиций, сотрудничество в сферах науки и технологий, искусства и культуры, образования, туризма, воздушного сообщения, здравоохранения, военно-техническое сотрудничество, оказание правовой помощи по гражданским и уголовным делам, защита прав интеллектуальной собственности, а также безвизовый режим.
ОСОБЫЙ ПУТЬ ЛУКАШЕНКО
С 1994 года в Минске действует постоянный двусторонний координационный орган – Белорусско-китайская комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству, включающий в себя пять подкомитетов. Именно работа этого органа до сих пор координирует всю белорусско-китайскую торговлю, связывая предпринимателей и инвесторов из Китая с белорусскими чиновниками и бизнесменами.
Роль Китая в развитии белорусской экономики неоднозначна. Несмотря на солидные механизмы межправительственного сотрудничества, отношения двух государств до середины нулевых годов развивались весьма посредственно. Но опыт построения китайской экономики, ее модель, были применены в Беларуси уже в середине 90-х, после первого визита Лукашенко в Китай. Тогда Александр Григорьевич заявил о необходимости развития отношений с Китаем и заимствования китайского опыта управления экономикой. Это подразумевало сохранение доли государства в экономике страны и отказ от приватизации. Такие меры обеспечили Беларуси относительно безболезненное вхождение в рынок. Однако случай Беларуси особый: будучи бывшим «сборочным цехом» всего СССР, белорусская промышленность просто вернула свои «старые» рынки.
Стремление Александра Лукашенко к многовекторной политике, которая базировалась на построении экономического сотрудничества не только с Россией, но и с Западом и Китаем, привело к буквальному «заигрыванию» Лукашенко с КНР. Заявления о необходимости развития особых отношений с КНР звучали от него постоянно с середины 90-х. Но, несмотря на частые визиты Лукашенко в КНР, двусторонние отношения двух стран до середины нулевых развивались весьма прохладно.
КИТАЙСКИЙ РОСТ
Торговля между Китаем и Беларусью заметно оживилась в начале нулевых, что совпало по времени с принятием руководством КНР новой модели китайской экономической экспансии. С этого времени между странами начался относительно быстрый рост товарооборота, а также появились планы совместных инвестиционных проектов. Дальнейшее развитие отношений между Беларусью и КНР привело к подписанию декларации о стратегическом партнерстве в июле 2013 года.
Пожалуй, самым успешным годом для белорусского экспорта в Китай был 2005-й. Беларусь экспортировала товаров в Китай на $431 млн, а импортировала почти в два раза меньше — на $284 млн. Основной белорусского экспорта (до 70%) был хлорид калия, остальные товарные позиции — шины, полимерные полуфабрикаты, грузовые автомобили. Доля промышленных товаров достигала 90% в структуре экспорта. В официальной статистике Белстата нет данных за 2005 год, поэтому мы не включили их в график.
Объем китайского импорта в Беларусь начал лавинообразно расти с 2006 года. С этого времени ежегодный импорт китайских товаров в Беларусь в среднем увеличивался на 30% в год. В 2008 году китайский импорт превысил белорусский экспорт уже в два раза: $1,41 млрд против $613,3 млн. Китайская экспансия привела к тому, что к 2020 году китайский импорт превысил белорусский экспорт в пять раз, составив $3,75 млрд против $749 млн.
Беларусь не является страной с сырьевой экономикой, но в настоящее время основу экспорта товаров на китайский рынок составляет сырьевая группа. Так, в 2020 году основу экспорта составил хлорид калия (43%), продукция животноводства (27%) и остальное — древесина, целлюлоза, лесоматериалы, сахар, лен и изделия из графита (1,7%). За прошедшие 15 лет Китай полностью заместил на внутреннем рынке всю ранее экспортировавшуюся из Беларуси продукцию с высокой прибавочной стоимостью: шины, полимерные полуфабрикаты и грузовые автомобили.
В структуре товарного импорта из Китая крупнейшими товарными группами являются телефонные аппараты для сотовых сетей, ЭВМ, обрабатывающие станки, кузова автомобилей, двигатели и весь спектр изделий легкой промышленности – от детских велосипедов и до обуви.
РАЗГРОМ ПО ПЛАНУ
Причины экономической экспансии КНР лежат не только в советской прошлом Беларуси, ставшей сборочных цехом всего СССР, но и модели экономической политики, которой Лукашенко придерживался с 1995 года. Беларусь, утратившая часть цепочек кооперации внутри СНГ, заместила их поставками из Китая. На начальном этапе это позволило частично сократить издержки производства и сделать белорусскую продукцию еще более привлекательной на рынке СНГ в сравнении с западными образцами, но только в тех нишах, где у белорусских товаров не было китайских конкурентов. В дальнейшем грубая китайская модель развития экономики сыграла с Беларусью злую шутку. Громоздкий государственный сектор, от которого Китай, кстати, отошел в начале нулевых, не позволил оперативно реагировать на быстроменяющийся рынок и проиграл конкуренцию с дешевыми китайскими товарами. «Добавила разгрома» и командно-плановая система экономики Беларуси. Диктуемое правительством производство неконкурентоспособных товаров приводило к затовариванию предприятий, росту кредиторской задолженности и последующему банкротству. История не знает сослагательных наклонений, но в случае изменения формы собственности или предоставления менеджменту предприятий свободы действий разрушенные ныне заводы и фабрики Беларуси хотя бы имели шанс на существование. Это в самом худшем варианте сценария, а в реальной ситуации смогли бы заполнить внутренний рынок Беларуси собственной продукцией.
Несмотря на то, что в 2020 году Китай стал третьим по значимости экономическим партнером Беларуси (после России и Украины) с товарооборотом в $4,5 млрд, по сути рост товарооборота обеспечен только колоссальными объемами китайского импорта.
ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ ДРУЖБА
Единственным результатом сближения Беларуси и КНР стал масштабный ввоз китайских товаров в Беларусь, что полностью уничтожило перспективы белорусской промышленности. Стратегическое партнерство Пекина и Минска нельзя назвать равным хотя бы потому, что до сближения этих государств Беларуси удавалось сохранять паритет во внешней торговле с КНР. Отрицательный торговый баланс с Китаем приводит к оттоку валюты из страны и, как следствие, к нестабильности национальной валюты Беларуси.
Итогом такой экономической «дружбы» стало отрицательное сальдо, превысившее в 2020 году $3 млрд, что составляет 80% всего отрицательного торгового сальдо Беларуси во внешней торговле.