Найти в Дзене
Автомобили и люди

Что льём? Часть 2

Оглавление

Продолжаю рассказ о моторных маслах, начатый в первой части статьи . И, для того чтобы внести ясность, затрону такие важные темы, как состав, стабильность качества и совместимость смазочных материалов. Давайте разбираться.

Из чего состоит моторное масло

Любители рассуждать о преимуществе синтетики над полусинтетикой и минералкой даже не подозревают, что в составе этих лубрикантов, в любом случае, присутствует около 80% базового масла, и примерно 20% присадок.

-2

Производители, желающие улучшить характеристики готовой продукции, идут двумя путями, повышая:

1. Параметры базового масла, совершенствуя технологии переработки исходного сырья.

2. Эффективность присадок, результат действия которых зависит от состава и концентрации определённых химических веществ.

Если при производстве основное внимание уделяется качеству базовых масел, лубриканты принято считать минеральными. Если на состав и концентрацию присадок – синтетическими. Где-то посередине – полусинтетика.

Предприятия, занимающиеся изготовлением смазочных материалов, делятся на две основные категории:

1. Маслоперерабатывающие, выполняющие все технологические операции, начиная с переработки сырья.

2. Маслосмесительные, закупающие уже готовые компоненты и смешивающие их по определённым рецептурам.

При этом ни те ни другие не утруждают себя выпуском присадок, закупая их у сторонних производителей, коих во всём мире всего четыре:

  1. Afton.
  2. Chevron (Oronit).
  3. Infineum.
  4. Lubrizol.

Эти крупные химические компании железной хваткой держат свой рыночный сегмент, не пуская посторонних. Новые рецептуры присадок держаться в секрете и защищаются патентами.

Ох уж эти присадки

Каждый из производителей идёт своим путём. Несмотря на это в составе присадок присутствуют вещества, выполняющие определённые функции.

-3
  • Модификаторы трения уменьшают механические потери, возникающие при соприкосновении деталей.
  • Ингибиторы коррозии защищают металлы от ржавчины.
  • Протекторы уплотнений сохраняют эластичность прокладок и сальников.
  • Модификаторы вязкости отвечают за то, чтобы масло не разжижалось на жаре и не густело на холоде.
  • Депрессанты улучают текучесть смазок и уменьшают температуру кристаллообразования.
  • Дисперсанты и детергенты повышают моющие свойства, способствуя очищению поверхностей от загрязнений.
  • Противоизносные и противозадирные и защищают детали от механических повреждений.
  • Антипенные предотвращают вспенивание моторного масла.

Для достижения желаемых результатов компании используют разные по составу и не всегда совместимые между собой химические вещества.

К чему это я? Да к тому, что смешивая смазочные материалы разных производителей, автомобилисты играют в русскую рулетку. Ведь они заранее не знают, какие присадки использованы при производстве конкретной марки моторного масла. И если вещества окажутся несовместимыми, то могут наблюдаться разные изменения состава лубриканта:

  • Вспенивание.
  • Выпадение осадка.
  • Образование хлопьев.
  • Потеря консистенции.

Вероятность того, что ничего не произойдёт, составляет всего 25%. Вы готовы рискнуть?

Исходя из этого желательно, чтобы используемое в автомобиле моторное масло всегда имелось в продаже. Самые высокие эксплуатационные характеристики оказываются бесполезными, если в нужный момент вы не можете приобрести необходимые смазочные материалы.

Прочный фундамент

Сколь бы ни были совершенны добавляемые в состав лубриканта присадки, они не справятся со своими задачами, если производитель использовал базовое масло плохого качества. Важно, чтобы параметры базы оставались стабильными. Этого не могут гарантировать со стопроцентной вероятностью маслосмесительные предприятия, закупающие все компоненты на стороне. Куда больше шансов обеспечить стабильность характеристик у самостоятельно занимающихся добычей и переработкой сырья фирм, таких как:

  • Mobil , входящей в состав американского нефтяного концерна ExxonMobil .
  • Total , являющейся частью одноимённой нефтегазовой корпорации, зарегистрированной во Франции.
  • Castrol. Известный бренд принадлежит британской энергетической компании British Petroleum .

Это не означает, что продукция маслосмесительных заводов заведомо хуже. Просто для достижения желаемых результатов таким предприятиям приходится прилагать больше усилий. И у кого-то получается поддерживать планку качества на высоком уровне, а кто-то, по разным причинам, не выдерживает конкуренции. А страдают в итоге автомобилисты.

Разумеется, ставить точку в разговоре о моторных маслах слишком рано. Мы обязательно продолжим. Если вам интересно, оставайтесь на связи и ждите продолжения .