Итак для начала давайте поймем что такое монополия. Монополия - это ситуация на рынке, когда у товара или услуги есть только один поставщик, которому нет альтернативы. Для простого обывателя это грозит тем, что продавец может навязать сколь угодно высокую цену и низкое качество товаров и услуг. Разберём три крупные монополии, и как они уничтожали конкурентов.
Facebook vs instagram
Вы помните те времена когда вы заходили в инстаграм, а на окне заставки не было надписи "from facebook"? А продлилось это время совсем не долго. 6 апреля 2010 года в AppStore появилось приложение instagram. Его создатели Кевин Систром и Майк Кригер переориентировали свой проект на мобильные фотографии. Сервис стал стремительно разрастаться, К декабрю 2010 года у instagram был один миллион зарегистрированных пользователей. В июне 2011 года уже пять миллионов. К сентябрю это число удвоилось, а к марту 2012 года количество пользователей достигло почти 30 миллионов. Появлению серьезного конкурента не обрадовался Марк Цукерберг, которого тогда называли королем интернета. Он решил купить instagram и предложил Кевину Систрому выбор: "либо ты продаешься, либо я тебя уничтожу." Позже в сети появилась переписка Кевина с коллегами о том что Цукерберг их уничтожит если они ему не продадутся. Эту же переписку позднее используют в качестве доказательства недобросовестной конкуренции в конгрессе США. В тот год впервые поступило оформленное опасение роста влияния корпораций от конгресса. Но вернемся к истории с instagram. Сам Кевин назвал четыре причины продажи:
- Марк заплатит акциями facebook, которые со временем будут только расти.
- Мы перестанем волноваться из-за серьезного конкурента. Если facebook скопирует instagram или возьмет нас на прицел, то нам потребуется намного больше времени для роста.
- Instagram только выиграет от использования инфраструктуры и людей facebook.
- Систром и Кригер получают независимость в решениях.
И вот 9 апреля 2012 года facebook объявил о покупке мобильного фотоприложения instagram за 1 миллиард $. Владельцам фотосервиса facebook перечислил 300 миллионов $ и передал около 23 миллионов своих акций. Кроме того, социальная сеть обязалась в случае срыва сделки выплатить instagram неустойку в 200 миллионов $. В связи с покупкой 25 июня 2012 года вышло обновление 2.5.0, в результате которого в instagram появилась более тесная интеграция с facebook и заветная надпись "from facebook". Так быстро закончилась независимость instagram, но все таки приложение продолжило своё существование, пусть и в составе корпорации. Ещё тут оговорюсь о snapchat. Цукерберг хотел его уничтожить, тупо скопировав приложение. Но его два приложения Poke и slingshot не выстрелили и проекты свернули. Не выстрелили...но ведь могли?!
Amazon vs diapers.com
Diapers.com был специализированным интернет-магазином детских товаров с 2005 по 2017 год. Он был основан Марком Лором и Винит Бхарара в Монклере, штат Нью-Джерси. Первоначально названная 1800DIAPERS, компания начала поставлять расходные материалы, такие как подгузники, салфетки и смеси. В конце 2008 года Diapers.com расширил ассортимент детских товаров, включая одежду , автокресла, коляски и игрушки.
Бизнес можно отжать насильственным способом, но техно гиганты используют более элегантные способы, а самое главное законные. Amazon поступил просто, он начал продавать тот же товар, но по сильно заниженной цене. По сути он работал себе в убыток. Ни один обычный бизнес не может позволить работать себе в убыток долгое время и просто закроется. Но сверх богатый amazon работал, теряя 200 миллионов $ в месяц на этой акции. Во внутренней переписке гиганта так и говорилось: "мы запускаем агрессивную компанию против diapers.com, суть компании в том, что бы занизить цены на товары их сегмента, это так же затормозит развитие их проекта soap.com. Они конкуренты номер один для нас. Мы должны сопоставить их цены с нашими, независимо от наших затрат." Через несколько месяцев amazon приобрела материнскую компанию Quidsi, Inc. за 545 миллионов $ 8 ноября 2010 года. Штаб-квартира компании находилась на Exchange Place в Джерси-сити, штат Нью-Йорк. После покупки amazon свернул бюджет на продвижение в категории детских товаров и повысил цены, маркетинг был уже не нужен. Убрав конкурента amazon укрепил звание монополиста. В марте 2017 года amazon объявил о закрытии diapers.com и всех других сайтов Quidsi с 19 апреля 2017 года из-за отсутствия прибыльности. 20 апреля 2017 года quidisi.com, diapers.com, soap.com, wag.com, beautybar.com, casa.com и yoyo.com были перемещены на amazon.com.
И так поступают в принципе все корпорации. Выигрышная стратегия не находиться в постоянной конкуренции, улучшая свой товар и тратя миллионы на маркетинг. Выигрышная стратегия купить или вывести конкурента из игры, демпингуя цены на похожий товар. Потребитель всегда будет покупать там где дешевле, а конкурент естественным образом закроется. Подобные истории мы наблюдаем и сейчас, а в некоторых сами участвуем, может просто не замечаем, например, когда заказываем такси?
ЯндексGo(ЯндексТакси) vs таксопарки
Несколько лет назад когда ЯндексТакси (позже ЯндексGo) только заходил в регионы он ставил для клеинта совсем смешные цены. Поездка могла стоить порядка 40 рублей. Естественно что для водителя вводились доплаты. И сумму в 60 рублей водителю доплачивал Яндекс. То есть компания намеренно несла убытки, убирая конкурентов. Такси всё больше людей заказывало по приложению, а не по телефону, как раньше. Рубеж диспетчерских был пройден, локальным таксопаркам надо было разрабатывать своё приложение, что бы как то конкурировать с яндексом и снижать цены. Сделать они этого в силу типа своего бизнеса не могли. В небольших городах брендированным машинам ЯндексТакси били стекла, отрывали зеркала и ручки, красили краской, но всё это было словно "борьба с ветряными мельницами." И вот в разных регионах пропали локальные таксопарки типа всяких шефтакси и сатурнов, а их место занял яндекс. После этого цены поднялись. Но потом пришел ситимобил и ценовую войну устроили эти две корпорации. Локальные таксопарки банкротившись, начали работать на гигантов. В конечном итоге рынок такси поделили две корпорации яндекс и mail.ru (ситимобил). Пока рано говорить про всю Россию, но в столице картина выглядит так:
В итоге вот что получается. Большинство за свободный рынок без регулирования. Свободная торговля и каждая компания может делать всё что угодно, стратегии, сделки, цены. Но в реальности конкуренция создала мир где мы выбираем между appstore и googleplay, yandex и google. В Росси в маркетплейсах мы еще можем выбирать между wildberries, ozon, joom, lamoda и яндексМаркетом (и тут снова яндекс). А в США всё заканчивается уже amazon.
И выходит так что некоторые юридические лица уже могут конкурировать с государствами. Уже сейчас две компании apple и amazon за год зарабатывают больше чем наше государство (РФ) на налогах от 140 миллионов жителей и от продажи мегатонн нефти и газа. Масштаб поражает когда понимаешь, что основатели этих компаний не друзья президента, а обычные клерки, которые когда то начали что то там паять в своём гараже. Теперь для техно гигантов гаражами являются целые города. И компании объявляют конкурс городов на постройку своих офисов, обещая инвестиции в инфраструктуру города и рабочие места. А когда то было наоборот. Корпорации уже встали на один уровень с государствами. Наша жизнь всё больше проникает в интернет, и вот сейчас образовалось несколько крупных игроков, которых с годами больше не станет, а станет только меньше. Эти корпорации с новыми проектами и стартапами могут делать всё что угодно, копировать их продукт, брать их идею, демпинговать цены, потому что миллионы $ для них сущие копейки. Свободный рынок парадоксально приводит к олигополиям. В итоге мы все будем работать на корпорации, либо не будем и останемся где то за стеной.