Как ни странно, но на многих серийных автомобилях до сих пор устанавливают барабанные тормоза. Безусловно, в эффективности торможения они значительно проигрывают своим дисковым аналогам, а конструкция барабанных тормозов уже давно считается устаревшей. Тем не менее, автопроизводители до сих пор продолжают их использовать. С чем же это связано?
Конструкция барабанных тормозов знакома каждому водителю. Она довольно примитивна.
Так, в их основе лежит металлический барабан, который имеет неподвижную фиксацию относительно ступицы колеса.
Внутри барабана находятся два поршня, которые раздвигают тормозные колодки при нажатии на педаль тормоза.
Поверхность соприкосновения колодок с барабаном имеет выгнутую форму, тогда как на дисковых тормозах она плоская.
Конструкция барабанных тормозов имеет ряд значимых недостатков. По сравнению с дисковыми аналогами, они гораздо хуже замедляют автомобиль. Так, разница в тормозном пути может составлять до 25%. Стоит отметить, что налицо ряд факторов, которые ухудшают эффективность работы барабанной конструкции. Дело в том, что внутри барабана постоянно находится пыль, образующаяся при стирании фрикционных накладок. Эта пыль, попадая непосредственно на поверхности трения, в разы ухудшает их сцепление между собой.
Кроме того, поршни тормозного механизма неравномерно осуществляют прижатие колодок к поверхности барабана, что также влияет на скорость торможения. Стоит отметить, что в процессе работы тормозные колодки практически не охлаждаются, а при экстренном торможении температура внутри барабана поднимается более чем на 500 °С. Первое время конструкторы пытались устранить данный недостаток путем установки специальных охлаждающих ребер, но даже такая модернизация не смогла составить конкуренцию дисковым тормозам. Немаловажно отметить тот факт, что тормозное усилие поршней барабанной тормозной системы направлено наружу, поэтому при сильном износе деталей имеет место такое явление как разрыв барабана.
Говоря о достоинствах «барабанов», стоит отметить тот факт, что они надежно защищены от попадания вовнутрь грязи, влаги и пыли. Кроме того, износ тормозных колодок в барабанной конструкции происходит значительно медленнее, чем в дисковой (как уже говорилось ранее, за счет худшего сцепления тормозных поверхностей). Барабанные тормоза до сих пор являются безальтернативным вариантом для многих автобусов и грузовых автомобилей.
Дело в том, что здесь поверхность трущихся элементов можно увеличивать за счет расширения диаметра барабана и увеличения его ширины.
Современные технологии направлены на то, чтобы увеличить износостойкость дисковых тормозов путем применения более прочных сплавов. Но барабанные тормоза все равно будут продолжать ставить на различные модели пикапов и внедорожников (на заднюю ось). Это обуславливается тем фактом, что на заднюю часть авто летит грязь из-под передних колес.