С 15 апреля 2021 года в широкий прокат на всех экранах нашей страны выходит драма режиссера Данилы Козловского «Чернобыль», в котором он, кстати, сыграл одну из главных ролей. О своих впечатлениях от просмотра фильма я поделюсь позднее, а в сегодняшней статье речь пойдет о том, как создавался этот фильм.
Особенность сценария
Идея создания фильма пришла к продюсеру Александру Роднянскому неслучайно, потому что для него это личная история. Последствия аварии и эвакуацию людей Александр Ефимович видел лично. Будучи молодым режиссером-документалистом, он снимал в Припяти документальные кадры о ликвидации последствий аварии.
Спустя годы, Александр Роднянский, став одним из самых влиятельных продюсеров, решил снять фильм о трагедии в Чернобыле. Было решено показать вымышленную историю огромной драмы простых людей, ликвидаторов последствий аварии, чьи жизни были потеряны и сломаны в результате аварии в Чернобыле.
Перенести эту историю на большой экран было доверено Даниле Козловскому. Если в актерском мастерстве он считается актером, за плечами которого множество разноплановых работ, то в режиссерском – это вторая его работа.
Весь съемочный период был разбит на два основных этапа: ликвидация пожара на четвертом энергоблоке и откачка сотен тонн раскаленной радиационной воды, находящейся под энергоблоком, чтобы исключить очередной взрыв и выброс радиации.
Реальные декорации
Для того, чтобы придать реалистичности фильму и свести к минимуму использование компьютерной графики, снимать фильм необходимо было на реальных объектах. Одним из которых стал недостроенный пятый энергоблок на Курской АЭС в Курчатове, который является полным аналогом реактора Чернобыльской АЭС в Припяти. После аварии строительство аналогичных энергоблоков было приостановлено, а затем полностью законсервировано.
Но попасть на территорию действующей АЭС, да еще проводить там съемки –непростая задача. После долгих переговоров с Росатомом, съемочная группа во главе с режиссером фильма Данилой Козловским и оператором Ксенией Середой приступили к работе летом 2019 года.
Город Курчатов был облачен в декорации того времени, а актеры одеты в одежду времен 80-х. Картинка в кадре получилась аутентичная, потому что архитектура Курчатова очень напоминает Припять, ведь строились они по одному проекту.
Съемки сцен пожара проводились в реальных декорациях пятого энергоблока Курской АЭС, с использованием 400 газовых горелок. Непростая задача стояла перед художниками по гриму, которым предстояло с помощью пластического грима актеров показать все стадии лучевых ожогов. После завершения съемок на Курской АЭС предстоял второй этап основных съемок – водный.
Водные сцены. Курьезные моменты при их съемке
Водные сцены предстояло снимать в Венгрии. На территории киностудии «Origo Studios» в Будапеште была построена трехэтажная декорация, которую залили водой. В Европе существуют строгие правила безопасности при проведении такого рода съемок, поэтому актерам и операторской группе во главе с Ксенией Середой пришлось пройти курс дайвинга и получить европейский сертификат. Им предстояло погрузится в воду затопленной декорации в исторических костюмах водолазов периода 80-х.
По замыслу Данилы Козловского в съемках общих планов должны были участвовать дублеры-каскадеры, а на крупных планах – актеры. Участие дублеров привело к получению нереалистичной картинки, тогда актер Филипп Авдеев предложил актеру и режиссеру Даниле Козловскому сыграть подводные сцены самим.
Атмосфера на съемочной площадке была накалена до предела. Температура в водном павильоне превышала 50 градусов, при этом актеры, режиссер и оператор постоянно находились в водолазных костюмах исторического образца. Режиссировать под водой Даниле Козловскому приходилось с помощью жестов, при этом каскадеры службы безопасности постоянно тормозили процесс съемок.
В фильме есть эпизод, когда герою Филиппа Авдеева становится плохо под водой. Филипп начинал играть – изображал, что ему становится плохо и у него изо рта выпадает загубник, в этот момент к нему из каждого угла подплывали каскадеры-спасатели, которые быстро поднимали его наверх.
Филипп Авдеев отбивался от них как мог, а уже наверху, чисто по-русски с кучей мата и угрозой что он их прибьет этим самым загубником, если они еще раз поднимут его наверх, Эпизод сняли только с пятого дубля.
На создание картины ушло два года и уже сейчас она продана к показу в 50 стран мира, включая самую крупную платформу в Китае. Надеюсь и в нашей стране зрители по достоинству оценят работу Данилы Козловского.