Съездила на прошлые выходные в подмосковный город Истра, чтобы наконец-то увидеть Новоиерусалимский монастырь после реставрации.
Знаю, что реставрация закончилась в 2019 году и монастырь тогда же открыли для публики, но вот я все никак не могла собраться. И вот – собралась.
Доехали из Москвы по Новорижскому шоссе довольно быстро – за 1 час с небольшим. На месте были около двух часов дня. Быстро проехали через саму Истру и увидели на возвышенности монастырь.
Расположен очень красиво – на высоком холме. Сразу бросается в глаза, что это не просто монашеская обитель, а мощная крепость. Видимо, в те смутные времена, когда монастырь был заложен патриархом Никоном (вторая половина 17 века) только укрепленная цитадель могла обеспечить безопасность ее обитателям.
Хотя, все-таки не покидает некоторое удивление – такой «кремль» больше подошел бы для обороны рубежей Московского государства, а не для места вознесения молитв и служения Господу.
Подъехать на машине прямо к воротам монастыря нельзя. Стоит шлагбаум и будка, где дежурит полиция. Заезд, видимо, только для монастырских машин и обслуживающего персонала.
Для обычных посетителей организована парковка чуть дальше – у подножья крепостных валов. В 14:00 в воскресенье вся парковка была забита. Пришлось долго ждать, чтобы найти освободившееся местечко.
Сразу видно, что монастырь недавно отреставрирован – стены слепят свежей белой штукатуркой, а купала сверкают на солнце сусальным золотом.
Вход в монастырь через арочные ворота с надвратной церковью над ними:
Из ворот сразу открывается вид на все внутреннее пространство монастыря:
Взгляд сразу захватывает огромный Воскресенский собор и расположенную перед ним небольшую подземную церковь Константина и Елены, углубленную в землю на 6 метров. И это не из-за «культурного слоя», а изначально при строительстве монастыря так было задумано.
Я, кстати, так и не поняла, в чем был смысл такого «архитектурно-планировочного решения». Если кто-то знает, расскажите. Буду признательно за информацию.
Также частью центральной группы монастыря является семиярусная колокольня, также богато украшенная изразцами.
Изразцовые орнаменты
Все выглядит новеньким, «с иголочки». Часть куполов покрашена в салатовый цвет – под цвет изразцов, которыми богато украшены барабаны куполов, фризы на стенах и наличники на окнах. Такое орнаментальное многоцветье нетипично для русских церквей и является одним из нескольких необычных элементов, которые делают Новоиерусалимский ансамбль совершенно уникальным в истории русской храмовой архитектуры.
Вот полюбуйтесь на богатое изразцовое украшение бокового фасада Храма Воскресения:
Вот изразцовый орнамент крупным планом:
А вот прекрасные изразцовые наличники, украшающие окна храма:
Вот еще один:
Я вот никогда раньше не видела на русских православных церквях таких ярких украшений, выполненных из керамических плиток.
Если вы знаете, где еще можно такое увидеть – напишите в комментариях. Будет интересно прочесть.
Теперь об интерьере главного собора монастыря.
Убранство Воскресенского собора производит огромное впечатление. Во-первых, из-за масштаба сооружения, а во-вторых, из-за необычности архитектурного решения.
Вы, конечно же, слышали, что монастырь был задуман Никоном как повторение Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Но, поверьте, тот самый храм существенно меньше и его внешний вид, мягко говоря, далеко не так роскошен, как его «истринское» воспроизведение.
Храм Гроба Господня в Иерусалиме.
Вот как выглядит «оригинал»:
Он же с другой стороны:
Никон хотел, чтобы его творение превзошло иерусалимский храм, что должно было символизировать превосходство русского православия и идею преемственности христианства Московским государством от исчезнувшей в результате османского завоевания Византийской империи.
И, надо сказать, ему это вполне удалось.
Шатровый трехъярусный купол с окнами
Чего стоит только один купол Воскресенского собора. Такого нет больше ни у одного православного храма. Ни на Руси, ни где-либо еще.
Вот купол крупным планом:
Не могу сказать, что он мне сильно нравится. По-моему, ему явно не хватает изящества. Производит впечатление какой-то неуклюжей Вавилонской башни.
Но вот изнутри он очень хорош:
Наполняет весь интерьер мягким, льющимся прямо «с небес» светом.
Но остается вопрос – как было решено настолько далеко отступить от канонов православной архитектуры? Как отнеслись к такому «новаторству» православные иерархи?
Кто знает – ответьте. Всем будет интересно.
Кроме этого сногсшибательного купола весь остальной интерьер тоже повергает в удивление любого, кто хоть немного знаком с традиционной русской церковной архитектурой.
Центральная ротонда
Центральная часть собора – просторная ротонда, которую и венчает огромный купол.
Часовня Гроба Господня
В центре ротонды под куполом находиться (так же, как в Иерусалимском храме) белокаменная часовня Живоносного Гроба Господня (Кувуклия). Внутри часовни находится повторение первообраза Гроба Господня, а также камень, который был отвален Ангелом Господним в ночь воскресения Спасителя.
Фотографировать внутри часовни нельзя. Туда постоянно стоит большая очередь на вход.
Вокруг ротонды и по всему периметру собора расположены 29 приделов, посвященных разным событиям Священной истории. Первоначально Никоном было задумано 365 приделов по числу дней в году. Могу только догадываться, почему этот проект не был претворен в жизнь – видимо, технически было невозможно воздвигнуть столько приделов в границах одного храма.
Если кто-то знает истинную причину такого решения – поделитесь. Это интересно.
Изразцовые иконостасы
И еще одна уникальная особенность Воскресенского собора – изразцовые иконостасы. Такого, по-моему, нет ни в одном русском храме.
Оригинальные иконостасы не сохранились - собор был взорван осенью 1941 года отступающими из-под Москвы немецкими войсками. Но по отдельным фрагментам и старым фотографиям и рисункам были изготовлены современные копии.
Дворцовый характер интерьера
И вот еще одна уникальная черта этого удивительного сооружения – практически светский, я бы даже сказала дворцовый, характер украшения интерьеров собора. Только посмотрите на колонны, лепные фризы и пышные украшения стен ротонды:
Можно подумать, что вы не в храме Господнем, а в дворцовом бальном зале.
Другие сооружения на территории монастыря
Кроме центральной группы двух храмов на территории монастыря располагается еще одно монументальное здание – комплекс трапезных палат с церковью Рождества Христова:
Я попыталась туда зайти, но двери были заперты. Видимо, это не предназначено для демонстрации туристам и открыто только для монастырской братии.
Еще на территории монастыря есть несколько корпусов, где располагаются «братские кельи», а также ряд хозяйственных построек.
Некрополь монастыря
Очень интересен некрополь монастыря.
По непонятной причине оригинальные плиты с надгробий переместили в самый угол монастырской территории, а там, где они изначально располагались – вокруг Воскресенского храма – положили современные мраморные плиты с выгравированными надписями: «Захоронения XVIII в.», «Захоронения XIX в.». И это при том, что на большинстве оригинальных плит сохранились надписи с именами и годами жизни похороненных здесь людей.
Если кто-нибудь знает причину такого странного решения реставраторов и монастырского начальства, расскажите. Думаю, всем будет интересно.
И еще одна странность, связанная с могильными плитами.
Среди оригинальных плит довольно много надгробий, украшенных масонскими знаками:
Или вот еще:
И это в православном монастыре! Очень странно.
Кстати, обратите внимание – оба «масонских» захоронения женские. Никогда не слышала, что в 19 веке в масонские ложи принимали женщин.
Если кто-то в курсе этих «загадок» - поделитесь, пожалуйста с читателями канала. Я вот, например, очень заинтригована.
А вот еще одна «странная» могильная плита – надпись выполнена арабской (насколько я могу судить) вязью.
Интересно, кто же из мусульман удостоился чести быть похороненным в стенах крупнейшего православного монастыря?
Кто знает арабский – откликнитесь. Расскажите, что здесь написано.
Вот сколько всего интересного я увидела за пару часов, проведенных в монастыре. Сколько обнаружила загадок, на которые пока не нашла ответов.
В общем, место очень интересное. Всем советую посетить. Отличное направление для однодневной поездки на грядущие майские праздники.
Если было полезно и интересно - ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал.
Еще на моем канале много других рассказов про мои путешествия по России, Греции, Италии, Франции и другим странам Восточной и Центральной Европы. Приглашаю на канал всех любителей самостоятельных путешествий.