Найти в Дзене
Странствуя по свету

Роскошь и загадки Новоиерусалимского монастыря. Отличный выбор для однодневного путешествия на майские праздники

Съездила на прошлые выходные в подмосковный город Истра, чтобы наконец-то увидеть Новоиерусалимский монастырь после реставрации.

Знаю, что реставрация закончилась в 2019 году и монастырь тогда же открыли для публики, но вот я все никак не могла собраться. И вот – собралась.

Доехали из Москвы по Новорижскому шоссе довольно быстро – за 1 час с небольшим. На месте были около двух часов дня. Быстро проехали через саму Истру и увидели на возвышенности монастырь.

Новоиерусалимский монастырь на Истре.
Новоиерусалимский монастырь на Истре.

Расположен очень красиво – на высоком холме. Сразу бросается в глаза, что это не просто монашеская обитель, а мощная крепость. Видимо, в те смутные времена, когда монастырь был заложен патриархом Никоном (вторая половина 17 века) только укрепленная цитадель могла обеспечить безопасность ее обитателям.

Южная стена Новоиерусалимского монастыря.
Южная стена Новоиерусалимского монастыря.

Хотя, все-таки не покидает некоторое удивление – такой «кремль» больше подошел бы для обороны рубежей Московского государства, а не для места вознесения молитв и служения Господу.

Крепостная стена Новоиерусалимского монастыря.
Крепостная стена Новоиерусалимского монастыря.

Подъехать на машине прямо к воротам монастыря нельзя. Стоит шлагбаум и будка, где дежурит полиция. Заезд, видимо, только для монастырских машин и обслуживающего персонала.

Для обычных посетителей организована парковка чуть дальше – у подножья крепостных валов. В 14:00 в воскресенье вся парковка была забита. Пришлось долго ждать, чтобы найти освободившееся местечко.

Парковка у подножья Новоиерусалимского монастыря.
Парковка у подножья Новоиерусалимского монастыря.

Сразу видно, что монастырь недавно отреставрирован – стены слепят свежей белой штукатуркой, а купала сверкают на солнце сусальным золотом.

Вход в монастырь через арочные ворота с надвратной церковью над ними:

Надвратная церковь.
Надвратная церковь.

Из ворот сразу открывается вид на все внутреннее пространство монастыря:

Вид на территорию монастыря из входных ворот.
Вид на территорию монастыря из входных ворот.

Взгляд сразу захватывает огромный Воскресенский собор и расположенную перед ним небольшую подземную церковь Константина и Елены, углубленную в землю на 6 метров. И это не из-за «культурного слоя», а изначально при строительстве монастыря так было задумано.

Центральный комплекс Новоиерусалимского монастыря.
Центральный комплекс Новоиерусалимского монастыря.
Новоиерусалимский монастырь на гравюре начала 19 века. Источник: Wikipedia.org
Новоиерусалимский монастырь на гравюре начала 19 века. Источник: Wikipedia.org
Я, кстати, так и не поняла, в чем был смысл такого «архитектурно-планировочного решения». Если кто-то знает, расскажите. Буду признательно за информацию.

Также частью центральной группы монастыря является семиярусная колокольня, также богато украшенная изразцами.

Изразцовые орнаменты

Все выглядит новеньким, «с иголочки». Часть куполов покрашена в салатовый цвет – под цвет изразцов, которыми богато украшены барабаны куполов, фризы на стенах и наличники на окнах. Такое орнаментальное многоцветье нетипично для русских церквей и является одним из нескольких необычных элементов, которые делают Новоиерусалимский ансамбль совершенно уникальным в истории русской храмовой архитектуры.

Вот полюбуйтесь на богатое изразцовое украшение бокового фасада Храма Воскресения:

Боковой фасад Воскресенского собора.
Боковой фасад Воскресенского собора.

Вот изразцовый орнамент крупным планом:

Боковой фасад Воскресенского собора.
Боковой фасад Воскресенского собора.

А вот прекрасные изразцовые наличники, украшающие окна храма:

Изразцовый наличник Воскресенского собора.
Изразцовый наличник Воскресенского собора.

Вот еще один:

Изразцовый наличник Воскресенского собора.
Изразцовый наличник Воскресенского собора.

Я вот никогда раньше не видела на русских православных церквях таких ярких украшений, выполненных из керамических плиток.

Если вы знаете, где еще можно такое увидеть – напишите в комментариях. Будет интересно прочесть.

Теперь об интерьере главного собора монастыря.

Убранство Воскресенского собора производит огромное впечатление. Во-первых, из-за масштаба сооружения, а во-вторых, из-за необычности архитектурного решения.

Вы, конечно же, слышали, что монастырь был задуман Никоном как повторение Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Но, поверьте, тот самый храм существенно меньше и его внешний вид, мягко говоря, далеко не так роскошен, как его «истринское» воспроизведение.

Храм Гроба Господня в Иерусалиме.

Вот как выглядит «оригинал»:

Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Фото:  Orthodoxographia.com
Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Фото: Orthodoxographia.com

Он же с другой стороны:

Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Фото: Zen.yandex.com
Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Фото: Zen.yandex.com

Никон хотел, чтобы его творение превзошло иерусалимский храм, что должно было символизировать превосходство русского православия и идею преемственности христианства Московским государством от исчезнувшей в результате османского завоевания Византийской империи.

И, надо сказать, ему это вполне удалось.

Шатровый трехъярусный купол с окнами

Чего стоит только один купол Воскресенского собора. Такого нет больше ни у одного православного храма. Ни на Руси, ни где-либо еще.

Шатровый купол Воскресенского собора.
Шатровый купол Воскресенского собора.

Вот купол крупным планом:

Шатровый купол Воскресенского собора.
Шатровый купол Воскресенского собора.

Не могу сказать, что он мне сильно нравится. По-моему, ему явно не хватает изящества. Производит впечатление какой-то неуклюжей Вавилонской башни.

Но вот изнутри он очень хорош:

Шатровый купол Воскресенского собора изнутри.
Шатровый купол Воскресенского собора изнутри.

Наполняет весь интерьер мягким, льющимся прямо «с небес» светом.

Но остается вопрос – как было решено настолько далеко отступить от канонов православной архитектуры? Как отнеслись к такому «новаторству» православные иерархи?

Кто знает – ответьте. Всем будет интересно.

Кроме этого сногсшибательного купола весь остальной интерьер тоже повергает в удивление любого, кто хоть немного знаком с традиционной русской церковной архитектурой.

Центральная ротонда

Центральная часть собора – просторная ротонда, которую и венчает огромный купол.

Центральная ротонда Воскресенского собора в часовней Гроба Господня.
Центральная ротонда Воскресенского собора в часовней Гроба Господня.

Часовня Гроба Господня

В центре ротонды под куполом находиться (так же, как в Иерусалимском храме) белокаменная часовня Живоносного Гроба Господня (Кувуклия). Внутри часовни находится повторение первообраза Гроба Господня, а также камень, который был отвален Ангелом Господним в ночь воскресения Спасителя.

Фотографировать внутри часовни нельзя. Туда постоянно стоит большая очередь на вход.

Вокруг ротонды и по всему периметру собора расположены 29 приделов, посвященных разным событиям Священной истории. Первоначально Никоном было задумано 365 приделов по числу дней в году. Могу только догадываться, почему этот проект не был претворен в жизнь – видимо, технически было невозможно воздвигнуть столько приделов в границах одного храма.

Если кто-то знает истинную причину такого решения – поделитесь. Это интересно.

Изразцовые иконостасы

И еще одна уникальная особенность Воскресенского собора – изразцовые иконостасы. Такого, по-моему, нет ни в одном русском храме.

Изразцовый иконостас в Воскресенском соборе.
Изразцовый иконостас в Воскресенском соборе.

Оригинальные иконостасы не сохранились - собор был взорван осенью 1941 года отступающими из-под Москвы немецкими войсками. Но по отдельным фрагментам и старым фотографиям и рисункам были изготовлены современные копии.

Дворцовый характер интерьера

И вот еще одна уникальная черта этого удивительного сооружения – практически светский, я бы даже сказала дворцовый, характер украшения интерьеров собора. Только посмотрите на колонны, лепные фризы и пышные украшения стен ротонды:

Украшения интерьера ротонды Воскресенской церкви.
Украшения интерьера ротонды Воскресенской церкви.

Можно подумать, что вы не в храме Господнем, а в дворцовом бальном зале.

Другие сооружения на территории монастыря

Кроме центральной группы двух храмов на территории монастыря располагается еще одно монументальное здание – комплекс трапезных палат с церковью Рождества Христова:

Трапезные палаты и церковь Рождества Христова.
Трапезные палаты и церковь Рождества Христова.

Я попыталась туда зайти, но двери были заперты. Видимо, это не предназначено для демонстрации туристам и открыто только для монастырской братии.

Еще на территории монастыря есть несколько корпусов, где располагаются «братские кельи», а также ряд хозяйственных построек.

Некрополь монастыря

Очень интересен некрополь монастыря.

Некрополь Новоиерусалимского монастыря.
Некрополь Новоиерусалимского монастыря.

По непонятной причине оригинальные плиты с надгробий переместили в самый угол монастырской территории, а там, где они изначально располагались – вокруг Воскресенского храма – положили современные мраморные плиты с выгравированными надписями: «Захоронения XVIII в.», «Захоронения XIX в.». И это при том, что на большинстве оригинальных плит сохранились надписи с именами и годами жизни похороненных здесь людей.

Надгробная плита А.Д.Карпова.
Надгробная плита А.Д.Карпова.
Если кто-нибудь знает причину такого странного решения реставраторов и монастырского начальства, расскажите. Думаю, всем будет интересно.

И еще одна странность, связанная с могильными плитами.

Среди оригинальных плит довольно много надгробий, украшенных масонскими знаками:

Надгробная плита в некрополе Воскресенского собора.
Надгробная плита в некрополе Воскресенского собора.

Или вот еще:

Надгробная плита в некрополе Воскресенского собора.
Надгробная плита в некрополе Воскресенского собора.

И это в православном монастыре! Очень странно.

Кстати, обратите внимание – оба «масонских» захоронения женские. Никогда не слышала, что в 19 веке в масонские ложи принимали женщин.

Если кто-то в курсе этих «загадок» - поделитесь, пожалуйста с читателями канала. Я вот, например, очень заинтригована.

А вот еще одна «странная» могильная плита – надпись выполнена арабской (насколько я могу судить) вязью.

Могильная плита с надписью арабской вязью.
Могильная плита с надписью арабской вязью.

Интересно, кто же из мусульман удостоился чести быть похороненным в стенах крупнейшего православного монастыря?

Кто знает арабский – откликнитесь. Расскажите, что здесь написано.

Вот сколько всего интересного я увидела за пару часов, проведенных в монастыре. Сколько обнаружила загадок, на которые пока не нашла ответов.

В общем, место очень интересное. Всем советую посетить. Отличное направление для однодневной поездки на грядущие майские праздники.

Если было полезно и интересно - ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал.

Еще на моем канале много других рассказов про мои путешествия по России, Греции, Италии, Франции и другим странам Восточной и Центральной Европы. Приглашаю на канал всех любителей самостоятельных путешествий.