Найти тему
Андрей Песоцкий

Маяковский. Первый контркультурщик.

Самый громкий поэт эпохи модерна Владимир Маяковский покончил с собой ровно 91 год назад. Проект “Под лед” является открытым противником любых форм некрофилии (хотя сразу и не скажешь), потому обсуждать детали самоубийства, подсвечивать желтизну личной жизни и спорить об искренности политической пропаганды Маяковского мы не будем, оставим эту пищу нищим духом и слабым умом. Для вас же, дорогие читатели, скажем пару важных слов о поэзии и контркультуре.

Стихи Маяковского прекрасны тем, что преодолевают саму поэзию, как Заратустра преодолевает человека. Они выходят за фронтир мира слов, превращаясь в чистую энергию. За каждой рифмой, каждым звуком стоит натуральная физическая величина. Причем совершенно не важно, что попадает в окуляр авторской оптики: женщины или паровозы. Потому именно поэзия Маяковского лучше всего подходит на роль кувалды, разбивающей вдребезги актуальную реальность. Ее может использовать в качестве оружия любой из вас.

При этом фонетика языка Маяковского не может не завораживать. Она работает как бесперебойный радиоприемник звуков любой сложности и частоты. Вот стучит железная дорога, здесь шумит город, а в нем - ревут заводы и работают шахты. Вся эта полифония не только дает нам прекрасную возможность соприкоснуться с эстетикой модерна и тем самым отливает ее в вечности, но и способна воскрешать давно ушедшую эпоху для любого восприимчивого слушателя. В этом и заключается настоящая магия большой поэзии. Маяковский ею обладал, как никто другой.

Отдельного внимания заслуживает чувство ритма Маяковского. Его стихи бесконечно музыкальны, в каком-то смысле это действительно ноктюрн на флейте водосточных труб. Это эхо мы слышим до сих пор. Ведь поэзия Маяковского при всей своей вызывающей сложности одновременно органична, как современному хип-хопу, так и панк-року. Ее можно перепевать, перечитывать и даже перестукивать. Эта удивительная музыкальная универсальность предельно наглядно иллюстрирует гениальность поэта.

Конечно, Маяковский вошел в историю не только как великий поэт, но и как один из флагманов русского футуризма. Футуризм же сам по себе не только и не столько авангардистское направление искусства, сколько откровенная контркультура, со своей лексикой, эстетикой и формой подачи. Маяковский не только вписался в контркультуру, но и смог ее возглавить. В общем-то самую первую и яркую в России. Так что Маяковский в каком-то смысле наш дедушка, а все мы его неприкаянные внуки. Что же остается нам? Следовать советам деда: дать новое искусство и выволочь республику из грязи.

(материал паблика "Под лед")