Почему все, что ты знаешь, может быть неправильным.
После 11 лет усилий, мой 15-летний сын вчера заработал свой Черный пояс в смешанных единоборствах. Мы с женой очень гордимся им. На экзамене по черному поясу, длившемся пять месяцев, он показал свою удивительную силу, гибкость и мастерство - а еще больше - настойчивость и сердце.
И он также выявил самую большую научную ошибку в мире на сегодняшний день.
Ошибка настолько фундаментальная и распространенная, что трудно обмотать голову вокруг пальца. Большинство читателей не поверят в это, и я готов к гневным комментариям, которые я могу получить. Тем не менее, то, что я скажу, было научно обосновано почти столетие назад.
Но сначала, мой сын.
Мы с женой начали понимать, что что-то не так в детском саду. Стиви не мог делать то, что могли делать другие дети. Он не мог бросать, или ловить, или пинать, или карабкаться. Его руки уставали за считанные минуты, если он пытался рисовать; он не мог держать нож или вилку. В детском саду на перемене никто не выбирал его на командные игры - дети в конце концов стонали.
Мы его переводили в смешанные единоборства, считая, что его хотя бы сравняли с его собственной базой. Там он попал под влияние замечательного педагога, Мишель Клэнси, которая была доброй и вдохновляющей.
Прямо перед первым классом педиатр направил его на экспертизу. На стандартизированных тестах его физические навыки были у кого-то меньше половины его возраста. "Умеренная гипотония", говорится в отчете. Это была генетическая. Да, с трудом он мог улучшаться, но он никогда не был хорош ни в чём физическом.
Когда мой сын позже вступил в "Клуб черных поясов", мы улыбались и поддерживали его, но в голове тихо прозвучали слова "генетический" и "никогда".
Когда Мишель создала свой собственный " ДодзёРено " три с половиной года назад, мы были одними из первых, кто подписался на него. Ему становилось все лучше, но мечты о Черном поясе все еще казались отдаленными. Оставим в стороне навыки - как насчет физических стандартов, которым он должен был бы соответствовать? Пятьдесят отжиманий "поцелуй в нос"? Как? Приуроченная к двум милям комбинация бега и отжиманий, которую я сам никогда бы не смог сделать?
Введите Макса Макмануса. Друг Мишель, Макс - тренер по кондиционированию олимпийского чемпиона Дэвида Уайза. Макс согласился работать со Стиви.
Я рассказал Максу историю его диагноза и истории. Он слушал с уважением. "Нас это не волнует", - сказал он, с чувством завершенности. "Посмотрим, на что он способен".
Его сеансы были творческими, целенаправленными, длинными, необычными. Для меня, как для психолога, тренировки были увлекательными. Он описывал вызов, а затем делал паузу, как будто передумал. "Стиви, я не уверен, что ты сможешь это сделать", - сказал бы он, с почти незаметным мерцанием в глазах. Эмоции, которые сейчас должным образом задействованы, Стиви ответил бы: "Я думаю, что смогу", а затем отдал бы 110 процентов за упражнение, которое я никогда раньше не видел. "Это, наверное, слишком", - сказал бы Макс. "Ну, дайте мне попробовать" - это была бы реакция, как он сделал какое-то причудливое сочетание силы и равновесия, которое Макс, кажется, придумал на месте. Это были не только мышцы Стиви, Макс тренировался, это была его умственная активность, волнение и мотивация.
За две недели Стиви продемонстрировал силу и выносливость, превосходящие все, что мы когда-либо видели. Его юношеский рывок в росте ударил, и начался цикл уверенности в себе и усилий по преодолению барьеров.
Сейчас, много лет спустя, он сделал эти отжимания, сделал эти пробежки и сдал этот месячный набор квалификационных экзаменов. Сейчас, годы спустя, его скорость, пинки и сила ударов почти пугают. И с того прекрасного вчерашнего дня у нашего милого маленького мальчика теперь есть черный пояс в смешанных единоборствах.
Мы так гордимся им.
Вот ошибка.
С 1931 года, когда это впервые было доказано в физике, мы знаем, что нельзя правильно предсказать траекторию человека на основе средних значений и вариаций внутри групп индивидуумов. Это математически нелегитимно, за исключением нескольких экстраординарных обстоятельств, которые не применимы к живым существам (на самом деле они применимы к очень маленькому списку неодушевленных вещей, например, к нескольким инертным газам).
Доказательство называется эргодической теоремой.
Практически все наши представления о человеческих способностях, наклонностях и качествах содержат эргодическую ошибку и сопутствующую ей ложь. Физическая сила. Интеллект. Личность. Психические расстройства. Нарушения обучаемости. Талант. Творчество. Даже необязательно грубые способы, которыми мы думаем о генетике, или травме, или травме, или мотивации.
Все они статистически нелегитимны.
И подавляющее большинство психологических научных методов, которые дают нам такие понятия: психометрия, рандомизированные испытания, медиация, стандартизированное тестирование.
Все ошибочные.
Человеческое развитие - идиографическое первое и номинальное второе. Человек - это сложная развивающаяся сеть, и ничто не имеет смысла, за исключением контекста с течением времени по сравнению с внутриличностными вариациями. Да, ваш геном имеет значение, но он проявляется индивидуально, в контексте и взаимодействует с эпигенетикой, историей развития, окружающей средой, поведением и культурой.
Так же, как и со всеми человеческими чертами.
Нам мало толку упрощать эту сложность такими понятиями, как "слабая" или "гипотония"; не говоря уже о "душевнобольных", "неразумных", и так далее, и так далее, и так далее, пока вы не устанете от клоунских костюмов, в которых мы заставляем себя и других жить внутри.
Некоторые младенцы в течение нескольких месяцев сбегают на свою задницу в подгузниках, а затем встают и идут. Каждый педиатр с хорошим образованием "знает", что это ненормально.
Нет, это не так. Это один из более чем дюжины известных способов ходьбы.
Люди - индивиды, а не средние.
Вчера я смотрел, как "слабое" человеческое дитя, мой сын, зарабатывает черный пояс. Он заслужил его, благодаря своему сердцу, настойчивости и чуду хорошего тренера. Спасибо, Мишель. Спасибо, Макс. Я больше никогда не буду использовать "слабое", чтобы описать человека, не используя также цитаты из страха.
Поможет ли урок Стиви нам лучше решить проблему психического здоровья, интеллекта или психологического благополучия?
Я не могу сказать наверняка. Нам нужно многому научиться.
Но я на 100 процентов уверен с ответом, который дал Макс. "Посмотрим, что мы можем сделать"
Дорогой читатель для вас переводил с английского на русский fox point
Автор Стивен К. Хейз, доктор философии.
ссылка на статью