Они прожили вместе 73 года. В этом году ей исполнится 95, а он мог бы отмечать вековой юбилей. Не дотянул до уникальной даты всего два месяца.
Греческий наследник
Принц Филипп появился на свет в венценосной семье. Его отцом был принц Андрей, а дедом король Константин. Они проживали на острове Корфу в Греции.
После госпереворота представителям правящей династии пришлось бежать во Францию. Принца Филиппу на тот момент был всего лишь год. Спустя ещё пять лет, родители мальчика развелись и отослали его к родне в Лондон. Так, несостоявшийся греческий наследник стал англичанином.
Встреча, предначертанная свыше
Перед началом Второй мировой войны, принц Филипп начал обучение в Королевском военно-морском колледже в Дартмуте, которое однажды посетил с визитом тогдашний монарх король Георг VI. Он взял собой дочек Елизавету и Маргарет.
Девушки познакомились со своим четвероюродным братом, именно таким родственником приходился принцессам юный кадет Филипп.
Вскоре выяснилось, что 14-летняя Елизавета ведёт переписку с Филиппом и, похоже, между молодыми людьми вспыхнули серьезные чувства.
Родители принцессы не придавали особого значения ее увлечению. Ну чем может закончиться невинный роман в письмах? Это просто романтические жесты первой детской влюбленности.
Однако, Елизавета и Филипп не прерывали переписку все то время, что юный принц служил на флоте, а позже принимал участие в боевых действиях на протяжении всей Второй мировой.
Дослужившись до звания старшего лейтенанта и дождавшись окончания войны, Филипп поспешил попросить руки любимой у английского короля.
Все, ради любви
Родители Елизаветы дали согласие на брак, однако перед Филиппом был поставлен ряд условий. Во-первых, он должен был отказаться от титулов, данный ему при рождении, а именно греческого и датского принца. Так же сменить веру (с православной на англиканскую) и получить английское подданство. К тому же, бывшему принцу сменили фамилию, и Филипп стал Маунтбаттеном.
Взамен король даровал зятю следующий титулы: герцог Эдинбургский, граф Марионетский и барон Гринвичский.
После заключения брака 20 ноября 1947 года, Филипп стал принцем-консортом, что означало его полную непричастность к власти.
Муж будущей на тот момент королевы продолжил служить, а Елизавета, став законной супругой, вскоре родила сына Чарльза и дочь Анну. Всего в семье появилось четверо детей (Чарльз, Анна, Эндрю и Эдвард).
Однако, семейная идиллия продлилась недолго. Вступив на престол, Елизавета была вынуждена вести светскую жизнь и быть все время на виду. А Филипп стал ее верным спутником на всех мероприятий. В начале 50х он оставил службу в статусе офицера и занялся благотворительностью. Особенно нравилось герцогу курировать природные и спортивные благотворительные фонды.
Хобби Филиппа всегда были лошади, яхты и оружие.
Морской волк и "капусточка"
Однако, не стоит полагать, что герцог Эдинбургский стал лишь бесплатным приложением к своей королеве-жене. Поступившись многим ради любви, Филипп никогда не изменял своим принципам и чувству юмора.
Характер у герцога непростой и довольно прямолинейный. И если бы не статус консорта, ему вряд ли бы так просто сошли с рук многочисленные высказывания и выходки на правительственных приемах.
Так, например, на встрече с президентом Нигерии, одетым в национальный костюм, напоминающий пижаму, Филипп пошутил: "Уже спать собрались?")
Канцлера Германии Гельмута Коля он окрестил рейхсканцлером, от чего у первого чуть не случился инфаркт. А все от того, что последним рейхсканцлером был Гитлер.
Британским студентам, обучающимся в Китае, герцог на полном серьезе посоветовал надолго там не задерживаться, чтобы они не стали такими же узкоглазыми, как местное население.
Эти и другие высказывания королева неизменно прощала любимому супругу. Филипп ласково звал жену сосиской и капусточкой.
Ей тоже доставалось от несносного муженька. Так, однажды во время поездки в машине, они поссорились и Филипп высадил Елизавету прямо на проезжей части.
Однако, в королевской семье, именно Филипп был сторонником бесконфликтных отношений. После гибели принцессы Дианы, он первым начал заботиться о внуках Уильяме и Гарри, оставшихся без матери. А до этого предпринимал ни одну попытку примирить сына Чарльза с невесткой.
Безусловно, Филипп переживал и за любимого внука Гарри, когда тот откололся от королевской семьи. И нельзя исключать тот факт, что переживания после скандального интервью Меган и Гарри могли не лучшим образом сказаться на здоровье 99-летнего герцога.