Сталкивались ли вы с насмешками друзей или знакомых касательно ваших творческих работ? Может быть, учителя в школе постоянно делали вам замечания относительно внешнего вида? Или вместо ожидаемых слов похвалы от родителей вы слышали лишь замечания? Бывало ли такое, что вы сами по неосторожности задевали человека, высказываясь с презрением по поводу его новой причёски? Во всех этих случаях мы видим неправильное проявление критических суждений. В понимании большинства критика – это негативное высказывание по отношению к другому человеку, его деятельности или результатам этой деятельности. Часто последствия критики бывают отрицательными: ссоры, обиды, недомолвки, недопонимание, агрессия, игнорирование. Бывают ситуации, когда мы сознательно критикуем кого-то в негативном ключе, чтобы, обидев человека, самоутвердиться. Но иногда мы совсем не желаем ничего плохого, напротив, хотим, чтобы человек добился лучших результатов, но так преподносим слова, что лишь портим все. Слово – это мощное орудие, которым можно воодушевить и поддержать человека, а можно и настроить против себя.
Наверное, вы не раз слышали словосочетание “конструктивная критика”, существует она в виде адекватных суждений, направленных на достижение успеха. Её целью является не унижение человека, а желание помочь понять, что нужно изменить. К сожалению, в большинстве ситуаций мы сталкиваемся с деструктивной критикой, целью которой является повышение собственной значимости критикующего, его эмоциональная разрядка. Вообще, с древнегреческого языка критика переводится как обзор. Мы привыкли думать, что критика – это выражение недовольства плохо сделанной работой или осуждение чего-либо. Но критика подразумевает под собой нечто другое: обсуждение, анализ, выявление противоречий, оценка. Так как же делать это правильно?
Психологи и социологи выделяют несколько этапов критики:
1) Ввод в критику, создание доброжелательной атмосферы.
2) Критическое замечание, высказывание по существу.
3) Обратная связь.
4) Выход из критики.
Предлагаю, рассмотреть каждый из этапов поподробнее.
1. Ввод в критику
Для того чтобы человек правильно воспринял ваши слова, необходимо создать дружелюбную и комфортную атмосферу в начале разговора, найти положительные слова и похвалить. Например, если ваш друг показал вам первое сочинённое им стихотворение, можно похвалить его за увлечение новым видом творчества и указать на достоинства работы. Главное – не преувеличивать, иначе можно вызвать обратный эффект – недоверие.
2. Критическое замечание
Формулируя само замечание, нужно помнить о нескольких важных вещах. Во-первых, мы критикуем не личность, а конкретную работу или конкретные действия, не вспоминая при этом прошлых ошибок и ни в коем случае не оскорбляя. Во-вторых, критика должна быть аргументированной, то есть основанной на фактах, а не на субъективном мнении.
3. Обратная связь.
После ваших высказываний обязательно последует какая-то реакция, её восприятие и станет ключом к пониманию последующих действий. Если человек адекватно отреагировал, то можно лишь порадоваться за вас и вашего собеседника. Но если же он замыкается или реагирует враждебно, то нужно предпринимать примирительные действия.
На глазах вашего собеседника выступили слёзы, он замыкается и больше не хочет идти на контакт, попробуйте искренне утешить и ободрить его, воспользуйтесь приёмом авансированной похвалы, дайте ему понять, что его старания окупятся, а шанс на исправление есть всегда. Бывает и такое, что человек начинает злиться и раздражаться. В данном случае не стоит нагнетать обстановку, предложите собеседнику принять сказанное как информацию к размышлению.
4. Завершение критики.
Эмоциональная поддержка очень важна, скажите слова ободрения или, возможно, предложите помощь.
- Стоит также помнить и том, что не нужно ожидать от человека немедленного признания ошибок или исправления, так как для любых изменений нужно время.
- Также частое применение критики по отношению к одному человеку может привести к снижению его чувствительности к воздействию критики или ухудшению вашего общения.
Критика – это неотъемлемая часть совершенствования, инструмент развития. Надеемся, что советы, приведённые в данной статье, помогут вам выстраивать доверительные и крепкие отношения с друзьями, коллегами, семьёй.
Читайте также и вторую часть: “Коммуникация в конфликте. Я-высказывание вместо обвинений ”.