Здравствуй, дорогой друг! Приветствую тебя на моем канале «О Москве с любовью». И сегодня я расскажу тебе о музее Подпольной типографии 1905-1906 гг. на Лесной улице, дом 55.
Это один из самых необычных музеев Москвы. Он расположен в старом районе города в трёхэтажном здании - типичном образце московского доходного дома конца XIX века. Здесь в дни Первой русской революции находилась глубоко законспирированная нелегальная типография, где издавались революционные листовки и социал-демократическая газета.
Музей существует с 1924 года. Является уникальным памятником политической истории России периода первой революции 1905-1907 гг., истории нелегальной деятельности РСДРП (б). Его организаторами были те, кто в свое время создавал тайную типографию и работал в ней. Именно поэтому экспозиция с необычайной точностью воспроизводит все детали давно ушедшего прошлого. Основу музея составляет мемориальный комплекс подпольной типографии, прикрытием для которой был магазин "Торговля кавказскими фруктами Каландадзе". Собственно типография представляет собой вырытую в земле пещеру, где стоит подлинная печатная машина - попасть туда можно через замаскированный лаз из колодца для стока грунтовых вод.
Восстановленный интерьер подвала, откуда был вход в типографию, выглядит как склад ящиков с фруктами и сыром, на дне которых размещались стопки нелегальных газет и листовок. Из торгового зала со старинными витринами, прилавком и конторкой можно попасть в подвал и в жилые помещения, служившие не только для маскировки тайной жизни хозяев, но и местом отдыха печатников.
Подпольная типография на Лесной так и не была обнаружена царской полицией по причине высокого профессионализма конспираторов.
Трехэтажный дом на Лесной улице, где под вывеской «Оптовая торговля кавказскими фруктами Каландадзе» была расположена конспиративная квартира.
История создания музея
На территории современного музея в 1905 году была создана нелегальная типография, целью которой был выпуск социал-демократических газет и листовок. Открытие типографии произошло на окраине Москвы в жилом доме, владельцем которого был купец и мастер каретных дел К.М. Колупаев. Чтобы прикрыть деятельность типографии, в доме был создан небольшой магазин, который привлекал покупателей вывеской об оптовой торговле кавказскими фруктами. Пока верхняя часть дома была местом для продажи фруктов, в подвале вырыли небольшую «пещеру» в которой и поместили переносной печатный станок.
Легенда, которую придумали для отвода глаз была чрезвычайно проста и убедительна. Владельцем магазина официально был назначен Мариан Каландадзе, портовый грузчик из Батума, который обладал большим опытом торговли. Ввиду чистой репутации он не вызывал подозрений и мог заниматься торговлей. Но в целях конспирации присутствие его в Москве, и в том числе в лавке- исключалось. От имени Каландадзе торговыми делами в скрытой типографии занимался Силован Кобидзе, который являлся революционером и активным участником всевозможных забастовок. Он проживал на территории магазина со своей женой, маленькой дочерью и прислугой.
Просторное и светлое помещение торгового зала с большой витриной выходившей на Лесную улицу типичная для небольших магазинов обстановка. Скромная мебель, конторка, счеты и лучшие образцы кавказских и восточных фруктов на витрине. Предметы вокруг подчеркивают порядочность хозяев, и даже их лояльность по отношению к власти. Например портрет императора Николая 2 висящий за прилавком, а использовались они как раз наоборот, в целях конспирации и введении полиции в заблуждение.
Над дверью при входе в лавку висит дверной колокольчик. Он играет первую роль эшелона конспиративной обороны. Моментально сигнализировал подпольщикам о том, что в магазин вошел посторонний. Звон колокольчика был слышан во всех помещениях, а так же и в подвале. Если люк в него был открыт.
Чтобы скрыть свою деятельность, подпольщикам приходилось докупать фрукты у других поставщиков, на Сухаревском и Тишинском рынках. Трудно представить себе более убыточное предприятие. Покупали по рыночным ценам, а продавали по оптовым. Подобная коммерция требовала регулярных вложений из партийной казны. Но главная задача была решена, магазин работал на законных основаниях. Деятельность типографии была весьма успешной, хотя и напрямую связана с большими рисками, поскольку рядом со зданием магазина и типографии находился полицейский участок, а органы правопорядка ежедневно патрулировали улицу.
В торговом зале находился горшок с розовым кустом. Он служил маячком для приходивших в магазин подпольщиков. Если розовый куст стоял в углу, это означало что внутри всё спокойно. Когда в доме находились полицейские или другие высокие гости, кадка с цветком передвигалась на середину витрины. Это был знак опасности. Постоянные перемещения куста управляющий объяснял тем, что розовый куст цветок южный, и ему не хватает московского солнца и приходится ловить каждый лучик света.
Вино и сыр находящийся на прилавке означали кавказское гостеприимство и предназначались для городового дежурившего рядом с магазином. Он нередко нарушал покой торговца. Будучи не прочь скоротать время в беседе. Управляющий во время разговора сознательно утрировал кавказский акцент и нарочно громко ругал приказчиков.
Встроенная меж стен печь «Голландка» обогревала дом в холодное время года, сундуки, повседневная одежда. Нигде ни малейшего намека на нелегальную работу. Но. Планировка квартиры как будто специально придумана для подпольной деятельности, благодаря четкой анфиладе комнат всё пространство первого этажа можно легко контролировать из любого помещения.
Тяжелые двери люка служили дополнительной звукоизоляцией. Простой разговор двух людей в подвале при закрытом люке был уже не слышан в магазине.
Жилая комната предназначалась для управляющего с семьей, которые жили при магазине. Даже в такой маленькой и уютной комнате действовали правила конспирации: например швейная машинка. Она едва могла внушить подозрения. В то время часто шили или ремонтировали одежду дома. Главное предназначение этой машинки было обеспечение шумовой завесы. Стук швейной машинки эффективно прикрывал доносившийся из подполья звук работы печатного станка.
Подвал удостаивался особого снимания сыщиков. Особенно тех, кто искал подпольную типографию. Поэтому конспираторы создали обстановку подвала исключающую любые подозрения. Одна часть подземелья убедительно поддерживала легенду прикрытия, а именно создавала видимость торгового склада оптового магазина. За все время его работы ни один официальный гость не смог догадаться, что по соседству с ящиками фруктов прячется та самая типография, в поисках которой сбилась с ног вся полиция района. Ящики с фруктами были предназначены не только для хранения фруктов. Под слоем ароматных плодов зачастую прятался свежеотпечатанный тираж.
Подпольная типография на Лесной отпечатала 4 номера газеты «Рабочий». Среди ее авторов был и писатель Максим Горький. Публиковавшийся в «Рабочем» под псевдонимом Третий. Во второй часть подвала находилось сердце всего подпольного предприятия. Из- за близости грунтовых вод подвальное помещение изначально было сырым, и мало подходило для хранения фруктов. Пользуясь этим фактом подпольщики добились согласия домовладельца вырыть колодец, якобы для стока лишней влаги. На самом деле он использовался как потайной вход в типографию. Перед подпольщиками стояла задача сделать вход в типографию не только не заметным, но и не простукиваемым. Прежде всего следовало замаскировать лаз в стене колодца. Поэтому земляные стенки колодца превратили в дощатые. Установив сколоченный из досок короб. Вход в подполье закрывался специальным ящиком из досок. Его поверхность сливалась с дощатой стеной колодца. Поэтому внешне он себя никак не обнаруживал. Кроме того ящик был наполнен землей, поэтому при простукивании выдавал такой же звук, как и остальные стенки. Благодаря этой уловке обнаружить пустоту лаза за большим ящиком при простукивании стало невозможно. Вопрос о досках в колодце тоже не застал бы подпольщиков врасплох, ответ был заготовлен заранее: что бы в колодец не сыпалась земля.
Работать в непроветриваемом помещении можно было не более часа. Пока не иссякнет кислород. Распознать этот момент без подручных средств человеку довольно трудно. А оставаться в помещении без воздуха- смертельно опасно. Поэтому в подполье брали фонарь со свечой. Он давал достаточно сета для работы, а при отсутствии кислорода свеча начинала мерцать и гаснуть. Это было сигналом, что нужно срочно выбираться наружу.
Когда правительство узнало о существовании данной типографии, было выделено огромное количество служащих полиции на её поиски. Но раскрыть месторасположение заведения так и не удалось, через год было принято решение закрыть типографию, а печатный станок транспортировать в новое здание.
В 1922 году о бывшем местонахождении типографии вспомнил В.Н.Соколов, ранее занимавший должность руководителя Транспортного технического бюро РСДРП, который и привнёс идею создать на месте бывшей печатной организации музей.
Спасибо, что дочитали до конца.