Восемь лет прошло после посещения мною Порт-Артура, а мне не дает покоя фраза нашего гида, русского мужчины много лет живущего в Китае и в частности в Даляне. знал историю этого города естественно до мельчайших подробностей. Помимо известных фактов он высказывал еще свое мнение и видения событий для нашего народа трагических.
Так вот он сказал, что стратегической ошибкой было размещать базу военно-морского флота в Порт-Артуре, для русского военного флота лучше было создать порт в Дальнем.
Для себя я хотела найти ответы на несколько вопросов:
1. Для чего Россия взяла в аренду земли в Китае?
Около 130 лет назад Китай был слабой аграрной страной и не мог защититься от агрессии Англии и Германии. Эти две страны пытались колонизировать Китай. В 1897году Германия захватила порт Цзяочжоу - район Циндао, чем напугала Пекин. Англичане подбирались к самым северным портам Китая с незамерзающей акваторией Порт-Артур и Дальний.
Китай запросил у России военной защиты от агрессоров. Россия тоже была заинтересована иметь незамерзающие порты. К тому времени на Дальнем Востоке был один русский порт-Владивосток и в зимний период судоходство останавливалось. Бухта Золотой Рог и Амурский Залив покрывались льдом.
Поэтому в 1898 году был заключен взаимовыгодный договор аренды Квантунского полуострова на 25 лет с двумя портами и возможностью построить железную дорогу к ним. Русская эскадра встала на рейде Порт-Артура опередив англичан.
2. Кто принимал решение о размещении военного флота в Порт-Артуре?
На этот ключевой вопрос я не нашла ответа.
Возможно потому, что Порт-Артур с моря прикрывает весь Квантунский полуостров и это был тогда единственный на полуострове порт. Уже позже начали строить город Дальний и торговый порт в Дальнем.
Бухта в Порт-Артуре была просторная, но… Узкий вход, через который большие корабли могли входить или выходить только в часы прилива (и это сыграет роковую роль в разгроме российского флота японцами). Сама бухта была мелководна, требовались огромные средства для углубления дна. Перепады уровня воды прилива и отлива доходили до 4 метров. Тяжелые крейсеры в момент отлива садились на дно, благо оно было илистым. Углубительные работы не были закончены к началу войны с японцами. Единственный плюс –бухта защищена от ветров и даже при шторме в бухте не было волн.
Прибывший в 1899 году в Порт-Артур полковник К.И. Величко, в задачу которого входило составления проекта морской крепости вокруг бухты, был поражен. Сопки, окружающие порт были сложного рельефа и необходимы были огромные средства и усилия, чтобы увязать между собой оборонительные сооружения вокруг порта. Но была дана команда свыше строить, но так, чтобы не было чрезмерно дорого и не сильно пугала размахом китайцев.
Известно, что Порт-Артуром командовало военное ведомство, а торговым портом и городом Дальний занималось министерство финансов во главе с Витте С.Ю.
Основная масса денег Витте направлял на строительство порта Дальний и города, хотя населения в нем было мало, в основном чиновники. Строились дома, дороги, канализация и даже парк. По воспоминаниям очевидцев тех времен, город был мертвым, едва ли можно встретить прохожего. Зато Порт-Артур задыхался от нехватки жилых и производственных зданий, Военные размещались в китайских фанзах и хибарах. Из-за скученности и плохой воды случались эпидемии дизентерии, тифа.
На этом небольшом участке китайской земли сошлись интересы России, Англии, Германии и Японии.
3. Почему проиграли войну за полуостров Японии.
В 1901 году начались работы по созданию оборонительных сооружений. К началу 1904 года, когда Япония атаковала русские суда на рейде Порт-Артура, не были закончены укрепительные сооружения и не создана ремонтная база для судов. Пожалуй главной причиной поражения разрозненность между военным флотом и гарнизоном крепости.
Стоим мы на смотровой площадке в Порт-Артуре. Перед нами лежит вся бухта и отлично виден узкий проход в бухту. Гид нам наглядно показывает, где наши военные корабли были заперты в бухте японскими минными заграждениями . За минными заграждениями стояли военные суда Японии и проскочить нашим кораблям не было возможности.
А еще он рассказал, что в тесной буте наши корабли не умели разворачиваться, они бились друг об друга. Они не могли выйти из бухты и встать в боевой строй.
Прибывший в крепость адмирал Макаров пытался организовать отпор японской армии, но через две недели погиб вместе с кораблем, подорвавшемся на мине.
Японские сухопутные войска шли на Порт-Артур с севера и взяли в осаду крепость. В ноябре 1904 года японцы заняли главенствующую высоту –сопку Высокую и поставили там тяжелую артиллерию. Артиллерия в упор расстреливала оставшийся русский флот.
Вот такая печальная страница в истории нашей страны. При этом хочется отметить, что войну проиграли не русские моряки и солдаты, а высшие чины Армии и Флота военно-морской крепости Порт-Артур.
Мы посетили русское кладбище в Порт-Артуре. Спасибо китайцам, они достойно содержат кладбище. В порядке и братские захоронения и частные могилы.
На памятнике , похожем на маленькую часовню поставили зажженные церковные свечи, которые я специально привезла с собой из России. Вечная память нашим морякам и солдатам, они погибли на чужой земле, защищая интересы своей Родины.
Спасибо, что дочитали до конца.
Буду благодарна за комментарии и дополнения или уточнения.