Он ангел, который действует по воле Бога. Обличает зло, обвиняет и провоцирует человеческий род. Ангел этот, не верит в праведность людей, считая каждого потенциальным грешником. Поэтому с разрешения Бога он испытывает всех. Ему подвластны демоны, которые помогают обличать род человеческий и указывать на его греховность Господу.
mastim - противостоящий.
Происхождение
В отрывке из книги Даманского Завета, а также в Кумранских рукописях, Мастема называется ангелом бедствия, он «отец всех зол» а также льстец Бога. Пророк Осия использовал в своей книге термин mastemah он означает враждебность, неприязнь, ненависть и восходит к существительному mastim в переводе с древнееврейского – «тот, кто противостоит».
Больше на личность Мастемы свет пролила Книга Юбилеев». Ветхозаветная книга называет Мастему злым князем демонов, которые были рождены от гигантов-потомков дочерей рода Каина и сыновей Божьих. По некоторым предположениям Мастема отождествляется с Велиалом, либо эти два ангела были героями одних событий, которые были описаны в различных источниках древности.
Исходя из различных писаний, Мастема не имеет никакого отношения к архангелу Сатанаэлю который присутствует в книге Еноха и описывается в качестве главного ангела у ангелов-наблюдателей которые в последующем вместе с Азазелем были изгнаны с небес.
Деятельность
Действия данного ангела, полностью подвластны Богу. Он, Мастема выполняет поручения Господа. Выступает в качестве противника, и напоминает Сатану который был описан в «Книге Иова». Тот не только был обвинителем грешников, но и с удовольствием провоцировал людей на дела неправедные. Ангел верил, что любой человек является грешником. Однако он, совершенно не похож на того противника Господа, который появляется позже.
В «Книге Юбилеев» описан момент, когда после библейского потопа Мастема просит Господа не отправлять всех злых существ в заточение. А оставить часть под его властью. Чтобы вводить в заблуждение людей и выявлять грешников. Ведь зло которое источают сыны человеческие велико. Нужно понимать, что под «злыми существами» понимались как сами падшие ангелы, так и их потомки. Их люди воспринимали как богов и поклонялись. Таким образом Мастема с разрешения Бога развращал, обманывал и искушал человечество.
Мастема наслал птичью чуму за землю в третьем веке до нашей эры. А позже взялся за Авраама посоветовав Богу испытать того. В учениях мидрашей сказано, что, когда Авраам решился принести Богу в жертву свое дитя, вмешался Самаэль и удержал руку Авраама таким образом, не позволив ему убить ребенка. Испытывал Мастема и Иова, пытаясь доказать его грешность.
Занимательно то, что в одной из книг «Торы» описан момент, когда Моисея пытается убить Яхве (Бог). «Книга Юбилеев» приписывает подобные попытки Мастеме и называет его покровителем Египта.
Образ
Описаний образа этого ангела нет. Однако любой князь демонов как правило предстает в образе существа с рогами, клыками, хвостом и вилами. Если учитывать то, что данный персонаж чаще именует ангелом, вероятно ангельское обличие у него и должно быть.