На канале «Вышка родителям» мы разбираем актуальные вопросы образования, психологии и трудоустройства.
Все люди отличаются друг от друга: каждый обладает индивидуальным набором потребностей, амбиций и желаний. В связи с этим особое значение приобретает персонализация, которая все больше проникает в нашу жизнь. Подстраивается и система образования.
Персонализированное образование — это реализация индивидуальных траекторий обучения, повышающая заинтересованность в процессе и эффективность подготовки.
Сегодня мы поговорим о текущем состоянии и перспективах данного явления в рамках систем образования.
Как реализуется концепция персонализированного образования?
Означает ли персонализированное образование, что ВСЕ предметы выбирает учащийся?
Ученик определяет траекторию, которая интересна ему, которая соответствует его желаниям и амбициям. При этом изучает основные предметы и получает необходимый объем знаний в соответствии с образовательными стандартами. То есть существует одновременно две траектории: базовая программа вуза и индивидуальный набор дисциплин.
Что еще можно выбрать?
Учащиеся могут выбирать: учебные предметы (курсы), уровень их изучения, продолжительность, формат(офлайн или онлайн), содержание и язык. Данные параметры позволяют создать программу, которая имеет наибольший потенциал для реализации амбиций ученика.
Это применимо только для вузов?
Система персонализированного образования достаточно гибкая и динамичная. Учащиеся с совершенно разными профессиональными и научными интересами могут подобрать подходящую комбинацию предметов и формата обучения. Возьмем пример со школой. Человек хочет работать и развиваться в химических исследованиях. Он в старших классах выбирает те предметы, которые нужны для дальнейшего профессионального развития. Это может быть набор узкоспециализированных дисциплин или изменение учебного плана за счет увеличения количества часов химии и биологии.
Система персонализированного образования позволяет пробовать разные траектории. О важности этого аспекта говорит заместитель директора Лицея НИУ ВШЭ Наталия Владимировна Копытова:
«Люди в подростковом возрасте часто совершают ошибки ввиду отсутствия опыта и прочих внешних обстоятельств, однако очень важно поддерживать молодых людей в подобные моменты и предоставлять возможность пробовать разные занятия. Система персонализированного образования учитывает данную особенность подростков, поэтому позволяет учащимся менять выбранные ранее параметры обучения (набор дисциплин, формат и язык обучения и др.)»
Что дает персонализированное образование?
- Система помогает сфокусироваться на виде деятельности, который наиболее интересен.
- Помогает определиться с выбором.
- Учащиеся развивают soft skills, являющиеся обязательными элементами современного высококвалифицированного специалиста.
- За счет изменения круга общения, преподавателей и среды обучения, учащиеся получают максимум пользы от учебного заведения, так как в процессе охватывают максимальный объем знаний и навыков.
- Можно выработать в себе уверенность, ощутить свободу и ответственность в рамках принятия решений.
Заключение
Персонализированное образование обладает большим числом перспектив в рамках собственного развития. Индивидуальный подход к особенностям и характеристикам учащихся делает систему более гибкой и динамичной. Все это приводит к росту высококвалифицированных специалистов: люди заинтересованы в процессе обучения и, как следствие, ориентированы на получение знаний и навыков.
Публикации, которые могут вас заинтересовать:
P.S. Если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал и социальные сети, ставьте лайки и пишите комментарии.