Найти тему
Дневник оптимиста

Создатель ГАЗ-53А — Запойнов Валерий Дмитриевич.

Запойнов Валерий Дмитриевич - конструктор Горьковского автозавода. Адрес иллюстрации: https://lib-avt.ru/kraevedenie/texts/sozdatel-gazonov
Запойнов Валерий Дмитриевич - конструктор Горьковского автозавода. Адрес иллюстрации: https://lib-avt.ru/kraevedenie/texts/sozdatel-gazonov
-2

Конструкторы Горьковского автозавода в разное время создавали неприхотливые, простые в эксплуатации и востребованные во многих областях экономики автомобиле. Ниже кратко описаны отдельные моменты жизни Запойнова В.Д., в своё время ведущего проект ГАЗ-53А.

Как на ГАЗе появился В.Д. Запойнов?

Рождённый в Автозаводском районе Горького в сентябре 37-го года Валера Запойнов на всю жизнь «заболел» автомобилями. Как и его дворовые сверстники, он мечтал о работе на автозаводе, о создании машин нового поколения. Окончив школу с серебряной медалью, Валерий в 54-м году стал студентом горьковского политехнического института (механический факультет), который успешно закончил через пять лет.

Проходная Горьковского автозавода 1947 год, о которой мечтали горьковские мальчишки. Адрес иллюстрации: https://pastvu.com/_p/a/y/3/d/y3dfd2kn7muxecodmy.jpg
Проходная Горьковского автозавода 1947 год, о которой мечтали горьковские мальчишки. Адрес иллюстрации: https://pastvu.com/_p/a/y/3/d/y3dfd2kn7muxecodmy.jpg

По воспоминаниям В.Д. Запойнова его перспективы попадания на автозавод по распределению были туманны, что было связано с наличием в дипломе двух «троек» по предметам первого курса. На завод брали только «хорошистов». В душе Валерий согласился с необходимостью отправиться на работу в Ульяновск, куда распределяли молодых специалистов с меньшим выпускным баллом.

Помог случай. В те времена в институты приезжали представители заводов, которых называли «купцами». Они проводили встречи с выпускниками. При встрече с представителем завода, Валерий высказал свои опасения. В ответ представитель поинтересовался наличием жилья у молодого специалиста в Горьком. Наличие такового у Запойнова стало причиной осуществления мечты — его взяли на ГАЗ.

Чем занимался В.Д. Запойнов на ГАЗе?

Молодого специалиста Запойнова В.Д. направили в бюро грузовиков, которое возглавлял С.Б. Михайлов. В начале карьеры Валерий Дмитриевич конструировал карданные передачи. Впоследствии были передние мосты для 52-х, 53-х и 66-х газонов. Под руководством опытных наставников профессиональный рост способного, старательного и любопытного молодого конструктора шёл быстро.

Через несколько лет В.Д. Запойнов возглавил группу, потом стал ведущим по проекту ГАЗ-53А, которому суждено было стать базовой машиной третьего поколения горьковских грузовиков. Поколение выпускалось свыше трёх десятилетий и пополнило автопарки почти полутора десятков стран в количестве, превышающем 4 миллиона экземпляров.

ГАЗ-53 трижды аттестовался на "Знак качества" СССР, чем подтверждалось высокое качество советского грузовика. Знак устанавливался между правой фарой и подфарником. Адрес иллюстрации: https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/244664/pub_5d4d3c1b4735a600ac3e3afe_5d4d75c303bdd400ad0a45e7/scale_1200
ГАЗ-53 трижды аттестовался на "Знак качества" СССР, чем подтверждалось высокое качество советского грузовика. Знак устанавливался между правой фарой и подфарником. Адрес иллюстрации: https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/244664/pub_5d4d3c1b4735a600ac3e3afe_5d4d75c303bdd400ad0a45e7/scale_1200

Межведомственные испытания 67-го года показали, что ГАЗ-53А не уступает западным аналогам, а по проходимости и надёжности превосходит, оставляя их и советские грузовики большей грузоподъёмности буксовать на раскисшем просёлке. В СССР машины этого поколения стали основными перевозчиками в деревне, городе и армии. Было время, когда в год выпускалось свыше 400 тысяч грузовиков 80-ти модификаций.

Сохранив надёжность, неприхотливость и проходимость ГАЗ-51 грузовики третьего поколения стали безопаснее, плавне на ходу и комфортабельнее. Он получил гипоидную главную пару, которую до этого ставили только на экспортные легковушки. Грузоподъёмность увеличилась в 1,6 раза, что способствовало повышению производительности. Ресурс автомобиля увеличился более, чем в 2 раза и составил 250 000 километров.

Опытный образец ГАЗ-53. Адрес иллюстрации: scale_1200 (1000×750)
Опытный образец ГАЗ-53. Адрес иллюстрации: scale_1200 (1000×750)

После реорганизации отдела в управление, Запойнов В.Д. возглавил конструкторское бюро. В это же время он был назначен ведущим конструктором по проектам дизельного ГАЗ-4301 и его бензинового собрата ГАЗ-3307. Частица таланта Запойнова В.Д. есть в каждой модели горьковских грузовиков четвёртого поколения и полуторатонных «ГАЗелей».

В это же время у Валерия Дмитриевича проявились способности к преподаванию. Он активно выступал с лекциями общества «Знание». Оно получило широкое признание в СССР и являлось основным источником передовых знаний для рабочих автозавода. Посвятив автозаводу 42 года своей жизни, В.Д. Запойнов ушёл на заслуженный отдых.

Чем занимался Запойнов В.Д. после ГАЗа?

Деятельная натура Валерия Дмитриевича не могла смириться с отсутствием кипучего жизненного ритма. Он посвятил себя преподавательской деятельностью в педагогическом университете, носящем в настоящее время имя К. Минина на кафедре «Автомобильный транспорт». Основу преподавательского коллектива кафедры составили автозаводцы. Все свои обширные знания и многолетний опыт он стал передавать новому поколению автомобилистов России.

На кафедре Запойнов В.Д. проработал более десяти лет. Своими знаниями Валерий Дмитриевич щедро делился со студентами, будущими молодыми специалистами автозаводов России. С его участием готовились инженеры для многих автозаводов нашей страны, поэтому можно с уверенностью сказать, что частичка таланта инженера Запойнова присутствует в каждом современном российском автомобиле.

Как государство отметило заслуги Запойнова В.Д.?

За создание грузовиков третьего поколения Запойнов В.Д. стал лауреатом ВДНХ, где его отметили бронзовой медалью. Руководство автопрома неоднократно отметило заслуги Валерия Дмитриевича двумя почётными знаками и грамотой. Государство признало его ветераном труда, за что вручили одноимённую медаль. На родном заводе он признан «Заслуженным автозаводцем».

Валерия Дмитриевича не стало в 2017 году. Светлая память о нём сохраняется не только в душах его родственников и коллег, но и большого количества молодых специалистов нашего государства, которые получали знания от высококвалифицированного учителя.

-6

Читайте другие публикации канала «Дневник оптимиста» .

-7