Владелец двух кофеен Coffee Moose Никита Михайлов учился вести дело на собственных ошибках: выбирать правильные места для открытия точек, прогнозировать выручку, пользоваться бизнес-картой. А теперь — делится лайфхаками с теми, кто тоже хочет зарабатывать на продаже кофе в небольшом городе.
«Идею бизнеса я вынашивал давно: хотел открыть паб, но нужны были вложения от двух миллионов рублей — пришлось бы влезать в большие долги или искать партнёра», — вспоминает Никита Михайлов, который когда-то работал барменом, а затем 8 лет был торговым представителем. Поскольку стартового капитала не было, он решил начать с чего-то менее затратного и в 2019 году открыл собственный проект — кофейню Coffee Moose по франшизе: потратил 600 000 рублей, а деньги занял у товарища.
Франшизу Никита выбрал благодаря YouTube — увидел реалити-шоу, где владельцы бренда помогали открывать кофейню. «Мне стало интересно, да и общение с основателями с самого начала шло легко: мы почти одного возраста, я могу писать им в личку Instagram. К тому же, я давно люблю хороший заварной кофе — с того времени, как работал барменом», — рассказывает предприниматель.
Никита присмотрел небольшое помещение в продуктовом магазине в родном Мурманске: «Это был запасной выход, заваленный разным хламом, — всего 7 квадратных метров под протекающей крышей. Владелец не хотел его сдавать — пришлось уговаривать. Я был настойчив — и в итоге получил место за 16 тысяч рублей в месяц». Предприниматель сделал ремонт, подлатал кровлю, закупил оборудование, добавил деревянную мебель, музыку, приглушённый свет — на запуск ушло 1,5 месяца.
Для первой кофейни понадобилось немногое: барная стойка, холодильник-морозилка и кофемолка. «Пространство ограниченное, так что поставили самое необходимое и сделали гостевую зону из пристенного барного столика и двух стульев. У нас даже микроволновки не было», — вспоминает Никита.
Закрытие первой точки, открытие новых — и возвращение покупателей после карантина
Изначально Никита представлял собственный бизнес радужнее, чем оказалось на деле. «При расчётах я исходил из того, что раз в 15 минут кто-нибудь да зайдёт и возьмёт стаканчик кофе за 150 рублей. Делил час на количество посетителей, потом умножал на рабочее время точки. Но клиентов было меньше. Трафик — основное в этом бизнесе. Нужны не просто люди, а именно твой контингент. Если вокруг только пенсионеры, заработать вряд ли получится», — объясняет Михайлов.
Посетителей в первый Coffee Moose притягивал продуктовый магазин — он выступал магнитом. Но как только местные жители начали привыкать к кофейне, а выручка — расти, магазин закрылся из-за пандемии. Трафик резко упал: Никита сократил рабочий день и сам встал за барную стойку, чтобы отбить хотя бы аренду и закупки. Весной выручал максимум 60 000 рублей в месяц.
Летом клиенты вернулись, но проблемы не закончились. После ухода продуктового магазина появился новый якорный арендатор со своим кофе на вынос — он был не рад кофейне под боком. Сначала Coffee Moose перенесли в пекарню неподалёку, надеясь сохранить постоянных клиентов. Но обстановка была уже не та, а владелица пекарни запрещала делать ремонт. Из-за нехватки покупателей точку пришлось закрыть.
Незадолго до этого, в июле 2020 года, Никита открыл второе кафе на деньги родителей — в промышленной зоне. К моменту закрытия первой точки оно начало приносить прибыль, и к осени предприниматель запустил ещё одно заведение, на этот раз в парке.
Зачем бизнес-карта в кофейном бизнесе
Важно, чтобы в кофейнях не было перебоев с продуктами. Иначе вместо того, чтобы завлекать новую аудиторию по сарафанному радио, вы будете терять даже тех клиентов, которые пришли сами, заметив вывеску. «Бывает, некоторые продукты заканчиваются внезапно: то сахара нет, то молока или сливок», — предостерегает Никита. Для таких ситуаций деньги должны быть наготове.
Раньше Никита выводил их со счёта ИП на карту физлица — и по ней покупал недостающие продукты. Но недавно предприниматель завёл карту в СберБизнесе и теперь оплачивает корпоративные расходы ею.
Переводы по бизнес-картам: главное
«Я устал выводить деньги на счёт физлица ради срочных закупок и сделал бизнес-карту — оказалось очень удобно. Пользуюсь ею без пластика: привязал к телефону и рассчитываюсь с помощью него».
Основные поставки в кофейню — оптовые. Их оплачивают по выставленным счетам — такой способ выбрали поставщики. Например, так Никита заказывает кофе. Бизнес-карта помогает, когда нужно быстро докупить мелочи: сахар, стаканчики и крышки, трубочки, ложки, мешалки, контейнеры для десертов, антисептики. Чек таких покупок обычно составляет от 500 до 5000 ₽.
И здесь бизнес-карта экономит время — от минуты до нескольких часов. «Раньше было так: я зашёл в магазин и понял, что забыл вывести деньги с расчётного счёта. И стою жду, когда они придут, а сколько времени это займёт — непонятно. С бизнес-картой намного проще: рассчитался — и всё: деньги списываются напрямую со счёта ИП», — объясняет предприниматель.
А вы знали, что за покупки по бизнес-карте полагается кешбэк?
Как Михайлов привлекает клиентов в несезон
Кофейный бизнес — сезонный. Например, в новогодние праздники выручка росла, а февраль оказался провальным. Привлекать клиентов в любое время года должно помогать сезонное меню. Для этого у Никиты есть безалкогольные напитки: зимой — облепихово-манговый пунш на основе пюре и глинтвейн на вишнево-яблочном соке со специями. Но их продажи пока невелики: 70% приходится на кофе, из которых больше половины — кофе с молоком.
Летом в парковой кофейне Михайлов планирует нарастить выручку в два раза, в промзоне — держать сегодняшние показатели «и понемногу прирастать». За полярным кругом весны толком нет, напоминает Никита — тепло приходит только в мае. Но летнее меню уже готово: в него входят лимонады и другие прохладительные напитки.
Сейчас у Никиты две точки. Одна — киоск с окном выдачи в парке. Вторая — в промзоне: небольшой павильон с местами для гостей. Аудитория разная: в парке гуляют родители с колясками, дети идут на секции в расположенный неподалёку Дворец спорта. В промышленной зоне — люди, которые едут по делам, посетители делового центра и офиса транспортной компании. В итоге кофейни дополняют друг друга: точка в парке приносит максимум выручки в выходные, другая — в будни.
Скоро Никита откроет третью точку — на собственные, заработанные в бизнесе деньги. Контейнер для киоска уже куплен: «Сейчас делаем ремонт и барную стойку, а параллельно ищем место для установки», — говорит предприниматель.
Личный опыт: как использовать бизнес-карту в фуд-бизнесе
5 советов новичкам в кофейном бизнесе от Никиты Михайлова
- Выбирая место для точки, посчитайте количество потенциальных клиентов. Выясните, кто эти люди и сколько их здесь проходит в час пик и вечером, есть ли у них возможность и желание выпить кофе. «Может, они всегда пробегают мимо, а времени остановиться и купить напиток — нет», — объясняет Михайлов.
- Отдавайте предпочтение местам с объектами, которые работают как «магнит». Люди избегают пустынных пространств и спальных районов — открывайте кофейню рядом с местами, которые притягивают трафик: торговый или деловой центр, парковая зона, большой продуктовый магазин. Человек скорее возьмёт стаканчик кофе на прогулке, во время шопинга или перерыва, чем когда спешит куда-то по делам — в такие моменты настроение другое.
- Разнообразьте меню . Чтобы привлечь больше посетителей в несезон, предлагайте горячие напитки зимой и лимонады — летом.
- Оформите бизнес-карту, чтобы быстро докупать внезапно закончившиеся продукты и упаковку.
- Рассчитывайте закупки. Проанализируйте продажи — и запасайтесь нужным количеством продуктов и расходников. Скорее всего, ⅔ спроса придётся на кофе, из них почти половина — на кофе с молоком.