Всего три с небольшим десятилетия назад, материализм в нашей стране достиг максимального размаха в своем развитии. Он купался в лучах собственной славы, и как тогда казалось, нерушимого величия.
Идеи материализма казались самоочевидными и настолько глубоко утвердились в обществе, что во взглядах и убеждениях подавляющего большинства населения, не нуждались в каких либо доказательствах.
Религиозность воспринималась как неуклонно изживаемый пережиток прошлого, сохранившийся в умах лишь очень недалеких, глуповатых людей. Относились к ней снисходительно, как к уделу серых и убогих.
Даже на уроках в школе, учителя больше особо не утруждали себя построением веских доказательств верности положений навеки победившего материализма.
Мир материален, или идеален? – задавал вопрос учитель.
-Материален! – звучал ясный утвердительный ответ, не требующий никаких доказательств. И этого считалось достаточно.
- Молодец! Садись, пять!
И так по очереди отвечал весь класс. Самый легкий урок, с гарантированными пятерками для всех без исключения.
Изредка, разыгрывались наивно-комичные пьески, высмеивающие алчных, корыстолюбивых попов, со словами по тексту вроде следующих - … И ради Христа Бога, я оберу любого…
Аморально, непорядочно и высокомерно, но таковы были методы борьбы, через высмеивание, от как тогда считалось, остатков мракобесия.
И казалось, что больше не было у религии ну совершенно никаких шансов возродиться, настолько сильно ее загнобили к тому времени. Она стыдливо скрывалась, загнанная глубоко внутрь сердец.
Но тут, грянули девяностые годы. Глубокий политический и экономический кризис, хаотично возрождающийся рынок, идеологические брожения в умах, новые идеи и взгляды на жизнь.
После оглушительного краха прежних ценностей, начался активный поиск новых путей, сразу во всех направлениях. Среди всего прочего начал пробуждаться интерес и к духовности.
Вдруг выяснилось, что духовность это вовсе не пустышка и не опиум для народа, как это долгие годы подавалось пропагандой. В результате этого, совершенно неожиданно, разразился очень яркий и пестрый религиозный бум, началось хаотичное возрождение всего и сразу, бурным, непрерывным и постоянно нарастающим потоком.
И это не было проявлением оглупления или одичания. Вовсе нет. Это было результатом глубоких откровений, которые долгое время утаивались и наконец, начали выплескиваться на поверхность, раскрывая сокровенные знания.
В свою очередь атеизм начал очень сильно терять свои позиции, ведь для очень многих стало очевидным, что даже если относиться к религиозности как к вере в Бога, то и атеизм – это тоже всего лишь вера, но в Его отсутствие.
Так или иначе, за прошедшее с тех пор время, каждый сделал какой-то свой собственный выбор.
Кто-то сохранил свою веру в материализм, кто-то осознал Бога, выбрав для себя одну из множества разнообразных религиозных систем, кто-то стал верить в некий абстрактный безликий высший разум, кто-то во вселенскую пустоту, и далее по длинному списку множества различных представлений и убеждений.
И вроде бы – все хорошо. Ведь теперь каждый получил возможность выбирать то, что он хочет. Можно даже воскликнуть - какая же у нас замечательная свобода выбора!
Но во всем этом есть очень сильный подвох – ведь на самом деле каждый просто утвердился в пространстве собственных представлений и убеждений, которые ему больше всего приглянулись.
А ведь правда в том, что даже самые глубокие убеждения, запросто могут быть сильными и даже непреодолимыми препятствиями, на пути движения к еще более высоким целям.
Сияющие своим великолепием, убеждения могут оказаться ослепительно яркой завесой, скрывающей за собой еще более удивительные, и очень глубокие истины.
И это та самая, труднопреодолимая грань, за которой для продолжения движения вперед надо быть способным подвергать сомнению свои собственные, устоявшиеся убеждения, подвергая их постоянному анализу и сравнению.
Мало, очень мало тех, кто готов заглянуть за эту завесу сияния, интуитивно понимая, что путь к совершенству никогда не заканчивается. Что там, впереди, обязательно есть что-то еще, более совершенное и сокровенное.
Большинство останавливаются на этом пути непрерывного движения вперед, плотно оседая в сплетениях своих собственных убеждений, подобно шарам в бильярдной лузе.
А ведь ответ на вопрос – как найти истину – действительно очень простой и самоочевидный – все познается в сравнении. В честном, искреннем, непредвзятом, открытом и постоянном сравнении. Только на этом пути постепенно раскрываются все ответы. Никакой мистики, никакого напускного тумана, никакой узости и ограниченности. Нужен смелый, открытый, трезвый взгляд, с неограниченно широким диапазоном восприятия.
Все действительно просто - мы готовы и можем двигаться вперед, если способны преодолевать даже такие препятствия, как ревность веры.
Надо продолжать двигаться дальше, даже когда недальновидные фанатичные последователи начинают нашептывать на ухо – это не наше, не смотрите туда, это опасно!
Только через нас можно прийти к Богу, все остальное от лукавого! – утверждают они, при этом словно напрочь забывая одну простую и вечную истину – у Бога много промыслов. Все народы в мире являются его детьми, которых он ведет к себе разными путями, давая им все необходимые для этого знания и указывая путь, в соответствии с уровнем их развития и понимания.
У мусульман на этот счет есть очень хороший, дающий им большую свободу совет, звучащий примерно так – если чего-то не нашел в священном писании – тогда, чтобы найти ответ, ты можешь обратиться за советом к тем, кто был раньше. Именно поэтому многие из них уважительно и с большой теплотой относятся к христианству.
А по поводу подслеповатого высказывания, некоторых фанатичных последователей, что мол, только через нас, и никак иначе можно прийти к Богу, вовсе неспроста есть шутливая история, ходящая в народе:
- Праведники, попавшие в рай, однажды заметили там высокую и протяженную стену. Что это за стена, что за ней находится? – спросили они у сопровождающих их ангелов.
- За этой стеной обитают праведные христиане - услышали они в ответ. Все они убеждены, что только через их веру можно вернуться к Богу. Вот Он и создал в раю эту стену, отделяющую их от всех остальных, чтобы не подвергать сомнениям их веру.
Предназначение всякой религии – дать освобождение, а не выступать средством для порабощения, какими они в большинстве своем сейчас стали. Не косность, а смелая открытость необходима, чтобы это понять и преодолеть.
А этот коварный вопрос - какая религия лучше всех? Что с ним делать? Услышав его, большинство последователей начинают беспокойно поеживаться, не находя нужного ответа.
Но ответ очень простой и очевидный:
– Та религия лучше всех - которая желает блага каждому живому существу.
Надо научиться задавать правильные вопросы, а из ответов на них - выбирать самые совершенные.
Как такое стало возможным, что видя недостатки этого мира, люди искренне, и, по их мнению, справедливо, обвиняют в этих недостатках Бога, а священники, к которым они обращаются с таким вопросом, лишь с недоумением разводят руками, или в лучшем случае отвечают, что на все Его воля, смиритесь.
Неужели, на самом деле нет ответов?
Да как же так!? Ведь если знания о Боге являются высшими, то четкие и ясные ответы на все вопросы, они непременно должны в себе содержать! Как же не может быть на что-то ответов, когда речь идет о Боге?!
А может, все гораздо проще - в мире есть разные по уровню знания?
Мы же все имеем практический опыт понимания разницы знаний между начальными, средними и старшими классами в школе. Цель у них одна – дать образование, но уровень этих знаний очень сильно отличается.
По опыту жизни мы знаем - закончив начальные классы, пора переходить в средние, а затем в старшие, и даже это не предел - после школы, при желании, можно получить еще и специальное, или высшее образование.
И это факт - если в знаниях чего-то не хватает – надо просто продолжать искать, а вовсе не останавливаться, замыкаясь в унылом сумраке недопонимания.
Человек, отправившийся пешком в Москву из Владивостока и другой человек - уже приближающийся к ней, на вопрос, куда ты идешь, ответят одинаково – я иду в Москву. Цель у них несомненно одна, но расстояние разное.
Подобно этому, несмотря на то, что у них одна, общая цель, знания в различных писаниях различаются по уровню своей глубины и разнице в подходе к своим последователям. Нравственная составляющая определяет расстояние, которое предстоит им преодолеть до объекта своих исканий. И глубина даваемых откровений зависит от нравственной чистоты последователей, от их готовности и способности услышать сказанное. Знания о Боге даются Его посланниками в зависимости от уровня праведности, морали, образованности и развитости сознания тех, кому они предназначены.
Если Иисус прямым текстом говорил – Многое что могу сказать, да вы не вместите, ибо еще черствы сердца ваши. Неужели это не прямое указание, на то, что он дал только то, что счел необходимым, и что могли услышать.
Узнав об этом, после принятия его учения, и начала следования всем его наставлениям и заповедям, неужели кому-то не захочется узнать – что же еще такого он мог сказать, но не сказал?
Неужели это навсегда утраченная тайна? - Или все же нет?
А что если в какое-то время, в каком-то месте, жили те, у кого сердца не были зачерствевшими, а как раз наоборот – были очень восприимчивыми и мягкими, как подтаявшее в тепле сливочное масло, и они были способны услышать более возвышенные и сокровенные ответы?
Неужели Бог не мог отправить и к ним своего представителя, способного насытить знанием и любовью их жаждущие сердца?
А может мы не очень-то это и проверяли? Ведь есть же в мире и другие священные писания, в которых могут оказаться подсказки, или ответы, но заглядывали ли мы в них? Делали ли мы такие попытки? А что кроме закостенелости мышления нам мешало это сделать?
Вот смотрите - Моисей приходил, Иоанн приходил, Иисус приходил, Мухаммед приходил. А сколько приходило признанных святых в разных традициях, с одной и той же целью - дать миру благо. Все указывает на то, что представители Бога приходят постоянно, во все времена, и для всех народов мира.
Что же нам мешает расширить свой кругозор? Ревность веры? Глупый, нелепый страх, что это не наше? А тогда страх какого именно наказания, за проявленную искренность и любознательность, нас так сильно пугает? Где говорится о таком наказании?
Ведь как сказано - просящему хлеба, Бог камень в руки не положит.
И это очевидно. Так какие именно шоры, надвинутые на глаза, мешают, или запрещают нам искать ответы на самом деле? Что запрещает нам быть открытыми и свободными на этом пути?
А как быть тем, кто свободен, открыт и готов к такому поиску? Как им не запутаться на этом пути, как сравнивать между собой различные утверждения, как понять, какие из наставлений и заповедей более совершенны?
И снова ответ очень простой - По их эстетичности, по красоте, по глубине и силе, по логичности и возвышенности их утверждений и выводов.
Например, у большинства людей, имеющих поверхностные представления о Боге, распространено наивное мнение, что это некий седовласый старик. Это представление накладывается из нашего личного опыта, что в окружающем нас мире, с годами обязательно наступает старость.
Стоп! Но ведь это просто опыт нашего мира, зачем же мы так поступаем, когда заходит речь о высшем мире?
Духовный мир, мир Бога, вечен по определению. И есть писания, в которых напрямую говорится, что Бог цветет красотой вечной юности! Что он источник всей красоты! Источник всего вообще! Ну и какая в таком случае старость? Это же противоречит здравому смыслу!
Разве мы сами, в глубине своих сердец, если хотя бы допустим вероятность существования Бога, не согласимся с тем, что и Он сам, и Его мир должны быть безупречно совершенными во всех отношениях? Разве это не логично? Разве старость может быть применимой по отношению к Нему?
- Если вам чего то недостает и время от времени, хотя бы из любопытства, возникает желание заглянуть за сияющую завесу своих убеждений, тогда подписывайтесь, и мы поговорим об этом в последующих статьях.
Буду признателен вам за отзывы и комментарии.
Большое спасибо!
Искренне желаю всем жить достойно и мыслить свободно!
Удачи на этом пути!