Найти тему
Сам себе Рокфеллер

Мой Гагарин. Воспоминания школьницы и пионерки.

Оглавление

Я как-то отвлеклась на свои дела и пропустила торжественную дату. Но портрет Гагарина встречался последние дни повсюду. И нельзя было не вспомнить, что да, действительно: этот день космонавтики, 12 апреля, у нас юбилейный. Знаменитое событие, которое взорвало мир и кардинально изменило представление о земных ценностях, случилось 12 апреля 1961 года, уже, оказывается, даже не пятьдесят, а шестьдесят лет назад!

Встреча Гагарина после полета в космос. 1961 Из открытых источников
Встреча Гагарина после полета в космос. 1961 Из открытых источников

"Ах. как годы летят!" И в самом деле, мой личный календарь уже отсчёлкал, как я написала в своём первом посте "33+34, и никак иначе".

И память связала вместе три события:

В 1961-м мы только что перебрались с родителями из Балаклавы в Ленинград. И эта новость оглушила! Все вокруг были в невероятном возбуждении. И, конечно, люди стояли вдоль улиц, встречая героя. В Ленинграде, насколько запомнила моя совсем детская память, мы встречали его на Сердобольской и Торжковской улицах, параллельных нашему Ланскому шоссе.

Увидеть его тогда сквозь толпу не удалось. Но зато несколько лет спустя мне посчастливилось общаться с Гагариным совсем близко. И это было уже не в Ленинграде, а на Севере, куда папа отправился служить после окончания Военно-морской академии. И семья, как положено, с ним.

Еще в Ленинграде меня приняли в пионеры. И тогда это тоже воспринималось как большой праздник. Помню, как в такой же апрельский день я возвращалась из Дворца пионеров, очень гордясь тем, что мою белую блузку украшал только что повязанный вожатым пионерский галстук.

Потом я узнала, что это событие произошло в очень значимом историческом месте: особняке Кшесинской

Особняк Кшесинской в Петербурге. Фото из открытых источников
Особняк Кшесинской в Петербурге. Фото из открытых источников

Сейчас в этом здании Музей революции.

А моя история с Гагариным имела продолжение. Мы жили, как и положено семье офицера-подводника, в одном из закрытых северных гарнизонов на берегу Баренцева моря.

У нас был очень большой и презентабельный Дом офицеров, похожий на строящиеся в те пору большие кинотеатры. В нем, помимо большого кино-концертного зала, были в боковых галереях две оранжереи- зимние сады. Это было особенно важно в холодные и темные зимние месяцы, когда солнце, закатившись за горизонт 20 ноября, два месяца не показывалось вовсе. И лишь 20 января мы праздновали его возвращение - первые короткие лучи, прорезавшие вечные сумерки и полярную ночь.

И поскольку Дом офицеров был действительно очень хорош и служил важным средоточием жизни, здесь часто бывали именитые гости. Мы слушали здесь, например, концерты Пахмутовой и Добронравова, Яна Френкеля.

Пахмутова написала во время своей поездки несколько северных песен. Вот хотя бы такую. Она называется "Усталая подлодка": "Лодка диким давлением сжата,/ Дан приказ: "Дифферент на корму!"/ Это значит, что скоро, ребята,/ перископы увидят волну.../

А Френкеля помню сидящим за роялем, играющим и поющим свою песню "Поле, русское поле..."

Сюда же пригласили и Юрия Гагарина. Но самое важно событие произошло накануне встречи и концерта в Доме офицеров.

Гагарин пришел к нам в школу. И мы торжественно "принимали его в пионеры" в нашем актовом зале. Так что я видела его буквально в двух шагах от себя! Такого же уже привычно улыбчивого и доброжелательного. Правда, галстук ему повязывала одна из наших одноклассниц. А я была среди юных пионерок, подаривших ему букеты цветов.

Думаю, таких галстуков у него набралась целая коллекция!

Фотографии где-то сохранилась, но сейчас мне их, конечно, не найти. Так что верьте на слово!

Буду рада вашим откликам, впечатлениям и воспоминаниям!

Подписывайтесь на мой канал!

Будет интересно!

Другие публикации автора:

Выставка Non/fiction22/ Презентация выставки Билла Виолы В ГМИИ им.А.С.Пушкина

Мой личный бренд. Моя первая книга. Мой издательский план

Письма Пушкина из Болдино. Книга "Пушкин. Болдино, Карантин"