Найти тему

Уникальный Советский бронеавтомобиль, способный ездить по рельсам

В 1934-1935 годах КБ ГАЗ разработало новую модель легковой автомашины ГАЗ-М-1.

Уже на стадии проектирования было принятo решение использовать шасси ГАЗ-М-1 для создания лeгкогo бронеавтомобиля. В том же 1935 году КБ Завода машин в Выксе разработало проект бронекузова и модифицировало шасси. Новый бронеавтомобиль получил обозначение БА-20.

У этого броневика кузов был несколько больше размером, чем у ФАИ. Конструкторы предусмотрели место для установки стандартной танковой радиостанции 71-ТК-1. Масса радиостанции составляла 80кг, радиус действия:

микрофон (на ходу) 15км,

ключ (во время остановки) 30км.

Серийный выпуск БА-20, организовали здесь же, в Выксе в 1936 году.

Бронеавтомобиль БА-20

Годы производства 1936-1942 гг.

Объем выпуска 2013 штук

Колесная формула 4х2

Экипаж 2

Габаритные размеры:

длина 4350 мм

ширина 1770 мм

высота 2150 мм

База 2845 мм

Колея

передних колес 1405 мм

задних 1420 мм

Дорожный просвет 230 мм

Шины 5,50-19"

Снаряжения масса 2300 кг

Двигатель 4-цилиндровый, 4-тактный

Степень сжатия 4,6

Объем 3285 куб.см

Максимальная мощность 50 л.с.

при оборотах 2800 об/мин

Максимальная скорость 90 км/с

Запас хода 450 км

Вооружение: 1 пулемёт ДТ калибра 7,62 мм

Боекомплект 1323 патрона

Бронирование:

лоб, борт и корма 6 мм

крыша и днище 4 мм

В конце 1936 года появилась модификация БА-20ЖД, приспособленная для движения по железнодорожной колее.
-2

Как и в случае ФАИ, замена колеса занимала около 30 минут. По железнодорожной колee броневик мог пepeдвигаться с максимальной скоростью до 80км/ч.

Металлические колеса, топливный бак объемом 100 литров, а также третий член экипажа привели к тому, что масса бронеавтомобиля выросла до 2780кг.

Запас хода по железнодорожной колее возрос до 550км. Серийный выпуск БА-20ЖД начался только в 1938 году.

В том же 1938 году базовую модель броневика модифицировали. БА-20 получил коническую башню новой конструкции, более вместительный топливный бак, штыревую антенну вместо поручневой, количество членов экипажа возросло до трех (командир-стрелок, механик-водитель и радист).

На машины последних выпусков ставили улучшенные радиостанции 71-ТК-3. Масса машины возросла до 2520 кг, что ухудшило ходовые качества бронеавтомобиля и его проходимость.

Выпуск БА-20 продолжался до 1942 года, всего было построено 2013 машин этого типа.

В 1938 году было построено 301 БА-20, а в 1939 -335 (в том числе 43 БА-20ЖД).

-3


Обе базовые модификации БА-20 и БА-20М использовались в разведывательных подразделениях танковых, пехотных и кавалерийских частей. Кроме того, эти бронеавтомобили выполняли функцию мобильных центров связи при штабах тактических соединений.

БА-20 участвовали в гражданской войне в Испании, в бояx на озере Хасан и реке Халхин-Гол, в польской и финской кампаниях и состояли на вооружении Красной Армии до конца 2-й Мировой войны.

Один экземпляр БА-20 сохранился до наших дней и демонстрируется в Танковом музее города Парола (Финляндия).