В 1934-1935 годах КБ ГАЗ разработало новую модель легковой автомашины ГАЗ-М-1.
Уже на стадии проектирования было принятo решение использовать шасси ГАЗ-М-1 для создания лeгкогo бронеавтомобиля. В том же 1935 году КБ Завода машин в Выксе разработало проект бронекузова и модифицировало шасси. Новый бронеавтомобиль получил обозначение БА-20.
У этого броневика кузов был несколько больше размером, чем у ФАИ. Конструкторы предусмотрели место для установки стандартной танковой радиостанции 71-ТК-1. Масса радиостанции составляла 80кг, радиус действия:
микрофон (на ходу) 15км,
ключ (во время остановки) 30км.
Серийный выпуск БА-20, организовали здесь же, в Выксе в 1936 году.
Бронеавтомобиль БА-20
Годы производства 1936-1942 гг.
Объем выпуска 2013 штук
Колесная формула 4х2
Экипаж 2
Габаритные размеры:
длина 4350 мм
ширина 1770 мм
высота 2150 мм
База 2845 мм
Колея
передних колес 1405 мм
задних 1420 мм
Дорожный просвет 230 мм
Шины 5,50-19"
Снаряжения масса 2300 кг
Двигатель 4-цилиндровый, 4-тактный
Степень сжатия 4,6
Объем 3285 куб.см
Максимальная мощность 50 л.с.
при оборотах 2800 об/мин
Максимальная скорость 90 км/с
Запас хода 450 км
Вооружение: 1 пулемёт ДТ калибра 7,62 мм
Боекомплект 1323 патрона
Бронирование:
лоб, борт и корма 6 мм
крыша и днище 4 мм
В конце 1936 года появилась модификация БА-20ЖД, приспособленная для движения по железнодорожной колее.
Как и в случае ФАИ, замена колеса занимала около 30 минут. По железнодорожной колee броневик мог пepeдвигаться с максимальной скоростью до 80км/ч.
Металлические колеса, топливный бак объемом 100 литров, а также третий член экипажа привели к тому, что масса бронеавтомобиля выросла до 2780кг.
Запас хода по железнодорожной колее возрос до 550км. Серийный выпуск БА-20ЖД начался только в 1938 году.
В том же 1938 году базовую модель броневика модифицировали. БА-20 получил коническую башню новой конструкции, более вместительный топливный бак, штыревую антенну вместо поручневой, количество членов экипажа возросло до трех (командир-стрелок, механик-водитель и радист).
На машины последних выпусков ставили улучшенные радиостанции 71-ТК-3. Масса машины возросла до 2520 кг, что ухудшило ходовые качества бронеавтомобиля и его проходимость.
Выпуск БА-20 продолжался до 1942 года, всего было построено 2013 машин этого типа.
В 1938 году было построено 301 БА-20, а в 1939 -335 (в том числе 43 БА-20ЖД).
Обе базовые модификации БА-20 и БА-20М использовались в разведывательных подразделениях танковых, пехотных и кавалерийских частей. Кроме того, эти бронеавтомобили выполняли функцию мобильных центров связи при штабах тактических соединений.
БА-20 участвовали в гражданской войне в Испании, в бояx на озере Хасан и реке Халхин-Гол, в польской и финской кампаниях и состояли на вооружении Красной Армии до конца 2-й Мировой войны.
Один экземпляр БА-20 сохранился до наших дней и демонстрируется в Танковом музее города Парола (Финляндия).