Найти в Дзене
Заметки историка

Бразилия - республика, построенная позитивистами, а не масонами

«Независимость или смерть», мал. Педру Америку , 1888 год, общественное достояние
«Независимость или смерть», мал. Педру Америку , 1888 год, общественное достояние

Некоторые утверждают, что Бразилия была создана масонством. Однако краткий урок истории Бразилии второй половины XIX века показывает, что провозглашение республики было основано на совершенно ином основании, чем у масонов.

После провозглашения независимости Бразилии и коронации императором в 1822 году Педру I недолго пользовался своим титулом. Первый император Бразилии отрекся от престола в 1831 году и, как и его отец, вернулся в Португалию, оставив Бразилию своим сыном. От имени единственного пятилетнего Педру II власть захватил регентский совет. Более чем полувековой период правления Педру II был величайшим периодом процветания и экономической и социальной модернизации страны в истории Бразилии .

Бразилия и Педру II - щедрый император

После прихода к власти в 1840 году Педру II, который в бразильской историографии получил прозвище Магнанимо., что можно было перевести как «щедрый» (в отношении деятельности Педру II в области покровительства художников и ученых), казалось, согласуется с тезисами узкой группы интеллектуалов, таких как историк Жуан Капистрану ди Абреу, который видел в Бразилии отмену рабства и земельную реформу, которая, в свою очередь, обеспечила бы процветание среднего класса и обеспечила бы наемную рабочую силу, необходимую для индустриализации страны. Более того, с течением времени все больше и больше стран западной цивилизации решили законодательно запретить рабство. К концу 19-го века Бразилия была последней страной в Западном полушарии, в отношении которой действовали юридические санкции. Этот факт подорвал авторитет Бразилии на международной арене. Более того, Британская империя - первая, кто полностью отказалась от рабства, в том числе в своих колониях, - настаивала на том, чтобы Бразилия присоединилась к остальному цивилизованному миру в этом вопросе. Здесь напрашивается вспомнить португальскую пословицуpara o Inglês ver - буквально означающее «чтобы англичанин видел» и относящееся к выполнению определенной вещи для галочки, что идеально соответствует отрывку из рассматриваемой истории. Педру II, поистине просвещенный монарх - отчасти для того, чтобы поднять свой международный статус, отчасти для модернизации бразильского общества, - полностью поддержал аболиционистское движение. Как вскоре выяснилось, приговор он подписал сам. Бразильские фазеры, составляющие самые богатые круги бразильского общества, не приняли это решение с энтузиазмом.

Педру II, 1876 г., общественное достояние
Педру II, 1876 г., общественное достояние

Бразилия: кофейный цикл

Экономическая история Бразилии описывается в литературе по этому вопросу через ряд последовательных экономических циклов, каждый из которых назван в честь продукта, составляющего основу экспорта в данный период. Итак, после более ранних периодов золота и сахара, кофейный цикл начался в 1830-х годах. Выращивание кофе в Бразилии осуществлялось на принципах монокультурной экономики, основанной, как и ранее выращивание сахарного тростника, на большом землевладении и рабском труде. В первой половине девятнадцатого века бразильские сахарные плантации были неспособны конкурировать на мировых рынках с более дешевым сахаром, полученным из тростника на Антильских островах или из новой сахарной свеклы в Европе, и, таким образом, наступил период благоприятного международного процветания, известный с прошлого века. , закончился из-за бразильского сахара, и самой Бразилии пришлось перевернуть свою экономику на другой путь. С 1850-х годов, когда потребление кофе в развитых странах резко возросло, Бразилия смогла вернуться к ориентированному на внешний рынок типу экономического роста. Однако кофе был товаром с гораздо большими возможностями сбыта, чем сахар: с 1833 по 1889 год стоимость бразильской внешней торговли увеличилась в шесть или семь раз благодаря кофе. Благодаря продаже кофе в 1860 году Бразилия впервые в своей истории достигла положительного торгового баланса.

После того, как чума уничтожила кофейную плантацию на Цейлоне, долина Параиба в Рио-де-Жанейро стала крупнейшим кофейным регионом в мире, экспортируя 2/3 своей продукции. Благодаря благоприятному торговому балансу, подпитываемому продажей кофе, доход на человека во второй половине 19 века. в Бразилии он рос быстрее, чем в США. Достаточно сказать, что между 1858 и 1860 годами только экспорт кофе составлял 50% экспортной прибыли Бразилии. На рост ВВП Бразилии в рассматриваемый период, несомненно, повлияло двукратное повышение цен на кофе в конце 1980-х - начале 1990-х годов, именно в тот период, когда в Бразилии было отменено рабство. В то же время для работы на плантациях требовалось все больше и больше рабочих рук, потому что, в связи с вышеизложенным, международный кофейный бум и его использование в Бразилии, пахотные земли кофейного дерева постепенно расширялись - в штате Сан-Паулу, обогнавшем в области производства кофе долину Параиби, урожай кофе увеличился с 3,3 млн мешков на рубеже с 1880/1881 года до 5,5 миллионов в сезоне 1890/1891 и 16,3 миллиона в 1901/1902 годах. В начале 20 века доля Бразилии в мировом производстве кофе составляла 77%. В то время как в 1820-х годах кофе составлял 18% стоимости бразильского экспорта, уступая сахару и хлопку, в 1940-х годах он занимал первое место с 40% стоимости внутреннего экспорта, а в 1889 году на кофе приходилось 66% этой стоимости. . В этой ситуации кажется понятным, что отмена рабства вызвала у предпринимателей озабоченность по поводу удовлетворения постоянно растущего спроса на рабочую силу на кофейных плантациях.

«Провозглашение республики», мал. Бенедито Каликсто, общественное достояние
«Провозглашение республики», мал. Бенедито Каликсто, общественное достояние

Бразилия и золотой закон

13 мая 1888 г. бразильский парламент принял Золотой закон (порт. Lei Áurea), который полностью отменил рабство в государстве, освободив всех людей, оставшихся в рабстве. Хотя толпа перед зданием парламента весело отреагировала на обнародование этого знаменательного закона, аболиционизм был, по сути, элитным интеллектуальным течением в Бразилии. Таким образом, в 1888 году, когда экономика Бразилии все еще в значительной степени основывалась на экспорте кофе, было освобождено 750 000 рабочих мест. рабы, которые, как уже свободные люди, сразу начали покидать ненавистные кофейные плантации. Золотой закон не предусматривал компенсации рабовладельцам. Хотя вскоре был создан специальный ссудный банк для землевладельцев, ссуды которого должны были использоваться для адаптации хозяйств к новой ситуации на рынке труда, это не могло остановить опасения по поводу возможности привлечения и финансирования новой рабочей силы. Стоит отметить, что из-за временного отсутствия императора в столице Золотой закон подписала непопулярная герцогиня Изабела, что только добавило ей непопулярности в кругах, недовольных отменой смертной казни. Слух о скорой передаче короны Изабелле старым Педром II, появившийся в ноябре 1889 года, ускорил решение о свержении империи, долгое время созревавшее в республиканских клубах. В то же время круги крупных землевладельцев, которые до сих пор поддерживали империю, прекратили свою поддержку после отмены рабства, а позитивистские круги, в основном удовлетворенные отменой рабства, рассматривали монархическую форму правления как препятствие на пути к власти. развитие государства.

Бразилия и позитивизм

Еще одним элементом модернизирующегося общества Бразилии, на который Педру II больше не мог влиять, было распространение новых идей - хотя немаловажно то, что император поддерживает развитие образования. Стоит помнить, что во время пребывания Иоанна VI в Рио-де-Жанейро Португалия по-прежнему требовала, чтобы бразильские сыновья приезжали в мегаполис для получения высшего образования, а маркиз де Помбал отклонил просьбу о создании отдельной медицинской академии в Рио-де-Жанейро. Ввиду необходимости обучать свой интеллектуальный коллектив на месте, Педру II основал первую в столице среднюю школу ( Colégio Pedro II).) и поддерживал ранее созданную военную академию. Это, однако, не могло удовлетворить растущие потребности все большего и большего общества - здесь стоит отметить, что в 1870-1890 годах население одной только столицы увеличилось с 235 000 до прибл. более полумиллиона. В то же время своего расцвета у Португалии было давно, и поэтому эта периферийная европейская страна, в которую не всегда доходили и развивались новые течения в культуре, перестала быть привлекательной культурной моделью для Бразилии. Бывшая колония смогла превзойти свой мегаполис не только с точки зрения экономического развития, и поэтому в качестве европейского образца для подражания ее сменила Франция.

Герб Республики Бразилия, вступил в силу с 15 ноября 1889 г., общественное достояние.
Герб Республики Бразилия, вступил в силу с 15 ноября 1889 г., общественное достояние.

Немаловажно, что в период с 1816 по 1840 год в Бразилию прибыли еще три французские культурные миссии. Тот факт, что бывшая колония обогнала Португалию с точки зрения культурного развития, и взгляд последней на Францию, все еще можно увидеть в бразильском варианте португальского языка. В качестве репрезентативного примера можно упомянуть официанта, которого в европейской версии португальского языка называют empregado de mesa , в то время как бразильцы используют термин garçon, производный от французского.. В середине девятнадцатого века магазины на главной пешеходной улице Рио-де-Жанейро - Руа-ду-Оувидор были заполнены в основном французскими импортными товарами. Как и в книжных магазинах, царили романы в оригинале Эмиля Золя или Гонория Бальзака. Когда Жозе де Аленкар, один из ведущих авторов романтизма в Бразилии (который зародился позже в Южной Америке, но длился дольше и оказал большее влияние на общество, чем в Западной Европе), восхвалял естественную красоту бразильской природы и изображал коренных индейцев в архетип благородного дикаря, горстки из произведений бретонского писателя Франсуа Рене де Шатобриан. Поэтому неудивительно, что во второй половине XIX века бразильцы отправили своих сыновей во Францию ​​для обучения. Там юные посетители из-за Атлантики имели возможность познакомиться с мыслью Огюст Конта, затем перенес восхищение своими мыслями в Бразилию. Таким образом, на военную академию в Рио-де-Жанейро также повлияла позитивистская философия, что немаловажно в контексте обсуждаемого процесса, учитывая важность, которую скоро приобретет бразильская армия в стране.

Бразилия и парагвайская война

До войны в Парагвае регулярная армия Бразилии насчитывала всего 17 000 человек. солдаты. В таком слабом государстве - учитывая протяженность государственных границ, необходимую для защиты от сварливых соседей и многочисленных восстаний внутри огромной страны - было невозможно вести военную кампанию в долгосрочной перспективе. Это также объясняет, почему во время Цисплатинской войны 1825–1828 годов, которая стала одним из первых актов длительного спора Бразилии с Аргентиной за влияние в Уругвае, Педру II даже подумал о найме наемных войск. Длительная и изнурительная война Тройственного союза на протяжении шести лет (1864-1870 гг.) Полностью изменила облик бразильской армии.

И хотя о влиянии Парагвайской войны чаще всего говорят в контексте самого Парагвая - в результате чего страна потеряла 70% своего населения, в том числе до 90% мужчин, и потеряла свои позиции в качестве регионального власть навсегда - нельзя забывать об изменениях, произошедших в Бразилии. Однако в результате сепаратистского мира, который Бразилия наконец подписала с Парагваем в 1972 году, минуя союзные Аргентину и Уругвай, страна получила новые территориальные приобретения и подчеркнула свое господство над своими южными соседями, внутренние изменения в бразильских вооруженных силах были более важными. Впервые в истории армия стала хорошо организованной и многочисленной, превысив 100 000 человек. солдаты. Более того, сменявшие друг друга офицеры набирались не из рядов аристократии, как раньше, а из нового среднего класса, все больше и больше проникается общественной мыслью, вдохновленной достижениями Огюст Конта. Получив образование в военной академии в Рио-де-Жанейро, республиканцы отождествляли все слабости государства с монархией, видя в введении новой формы правления чудесное решение всех бед Бразилии.

Бразилия и провозглашение республики

Стоит отметить, что бурное экономическое развитие во второй половине В девятнадцатом веке Бразилия была обязана, среди прочего, открытой позиции Педра II, который позволил крупным землевладельцам разбогатеть, не вводя новых ненавистных налогов, которые все еще живы в умах бразильцев со времен пребывания Иоанна VI в Рио-де-Жанейро, когда новый квази-колониальные публичные дань были разработаны маркизом де Помбалом. Военные заговорщики уже планировали - в соответствии с позитивистской концепцией всемогущества закона - ввести новую конституцию, которая, помимо санкционирования республиканской формы правления, ввела бы перераспределительную роль государства в вопросе экономической системы. который будет управлять доходами бюджета от повышенных налогов через подчиненные ему бюрократически организованные офисы. Стоит отметить, что мировоззрения великих землевладельцев и позитивистов были противоположны друг другу в двух вышеупомянутых отношениях: в то время как земледельцы поддерживали laissez-faire (стремление к экономической свободе), выступали против отмены смертной казни, позитивисты, наоборот, остались довольны ходом амнистии. критикуя менее фериалистическое отношение. Эти две потенциально антагонистические среды объединились под общим врагом династии Браганса и общей целью свержения монархии. После убеждения маршала Деодоро да Фонсека, пользовавшегося большим авторитетом во всей армии, судьба Бразилии была решена.

Маршал Деодору да Фонсека , художник Энрике Бернарделли, около 1900 года, общественное достояние
Маршал Деодору да Фонсека , художник Энрике Бернарделли, около 1900 года, общественное достояние

Фонсека приказал войскам выйти из казарм в Рио-де-Жанейро 15 ноября 1889 года, которые затем окружили императорский дворец и заняли наиболее важные правительственные здания. Чтобы избежать кровопролития, Педру II решил отречься от престола. Как раньше Бразилия бескровно провозгласила свою независимость, уникальную для всей Латинской Америки, теперь империя рухнула без единого выстрела. То же самое и дата Крика из Ипиранги (порт. O grito da Ipiranga) Педру I - 9 сентября 1822 года, по сей день помнят в Бразилии как день независимости, поэтому 15 ноября 1889 года стал не только важным поворотным моментом в историографии Бразилии в связи с провозглашением республики, но и важным символом , размещенный на государственном гербе (в случае Бразилии после 1889 г. говорить о гербе совершенно правильно, поскольку официальный символ страны не состоит из геральдических предметов, размещенных на щите). На новом флаге, отказавшись от традиций, связанных со знаменами, была изображена звездная система, видимая в ночном небе с южного шельфа Земли 15 ноября 1889 года, разрезанная полосой с позитивистским лозунгом: Ordem e progresso (порт . Порядок и прогресс).

Педру II, напротив, было приказано покинуть страну в течение дня, который был быстро сокращен еще больше из-за опасений по поводу возможной контратаки войск, верных императору. Утром 16 ноября 1889 года Педру II был сослан в Европу, где посвятил себя изучению иностранных языков. Вскоре после этого, 5 декабря 1891 года, он умер в скромном парижском отеле и был похоронен в Лиссабоне. Оглядываясь назад, бразильский народ оценил несомненные заслуги Педра II - в 1920 году парламент отменил запрет на ссылку, в 1922 году были привезены останки императора, которые затем были захоронены в соборе св. Педру из Алькантары в Педрополисе. Сегодня Педру II считается одним из величайших государственных деятелей в истории Бразилии.

Республика Меча

В молодой республике быстро выяснилось, что смена правительства - не простое средство от всякого зла. Огромную страну с юга на север потрясла серия социальных восстаний, и поэтому период военной диктатуры до 1894 года в бразильской историографии называется Республикой Меча (порт. República da Espada ).